Главная » Лекции по » Философии » Общество как оъект филисовского анализа Лекция №14

Общество как оъект филисовского анализа Лекция №14

1. Понятие общества. Общество как результат совокупной деятельности людей.
2. Общество и природа: сходство и различие. Специфика со¬циальных законов, их от-личие от законов природы.
3. Диалектика объективных условий и субъективней деятель¬ности людей как основа-ния существования и развития об¬щества.
4. общество как система. Основные сферы жизни общества.

Лекция 14.ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Понятие общества. Общество как результат совокупной деятельности людей.
2. Общество и природа: сходство и различие. Специфика со¬циальных законов, их от-личие от законов природы.
3. Диалектика объективных условий и субъективней деятель¬ности людей как основа-ния существования и развития об¬щества.
4. общество как система. Основные сферы жизни общества.

Приступая к рассмотрению первого вопроса. следует отметить, что человеческое обще-ство изучается многими науками: философией, социологией, политологией, историей и др. Каждая из них имеет свой ракурс исследования. Философия сосредоточивает внимание на том, что составляет сущность общества, каковы его характерные особенности, движущие си-лы, структурные элементы, взаимосвязи и взаимодействия между ними.
Первые представления об общественной жизни людей уходят вглубь веков и тысячеле-тий. Научный же подход к обществу, к об¬щественной жизни возникает лишь тогда, когда по-является наука как определенная система знаний людей о мире, то есть в период становления рабовладельческого строя. Многие мыслители древно¬сти (Геродот, Фукидит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) стре¬мились понять особенности общественной жизни людей, рас-крыть прошлое и настоящее стран и народов, заглянуть в их будущее. Уже в древности были сделаны первые попытки (Платон, Аристотель) создать проект идеального государства бу-дущего. В Средневековье, когда в общественной жизни Европы доминировали религия и цер¬ковь, утверждается теологическая концепция общества. Такие бо¬гословы, как Августин Блаженный, Фома Аквинский и др., представляли общество и общественную жизнь людей как результат волеизъявления бога, как его творение. Но наряду с этим, начиная с эпохи Воз-рождения, в новое и новейшее время складывается светская наука об обществе, т.н. \»Фило-софия общества\», получившая в XIX века название \»социология\». Многие ученые Запада и Восто¬ка вне еж свой вклад в создание этой науки. Их усилиями посте¬пенно определился круг, вопросов и проблем, образовавших поле , исследования данной науки.
Что такое общество? Когда и в силу каких причин оно возни¬кло? Как оно устроено? Из каких структурных элементов оно сос¬тоит? Прогрессирует оно, стоит на месте или регресси-рует? Како¬вы перспективы его развития? Иначе говоря, каково прошлое, на¬стоящее и буду-щее человеческого общества? Вопросов, раскрываю¬щих сущность общества, много, и ответы на них философы и соци¬ологи дают отнюдь неоднозначные.
Но прежде чем касаться этих вопросов, надо дать определе¬ние самому понятию \»обще-ство\». Обычно оно используется, когда речь идет о совместной жизни определенного множе-ства людей, их кооперации и сотрудничестве. Но, как известно, совместную жизнь ведут не только люди, но и многие виды животных. Это, например, слоны, антилопы, обезьяны, жи-вущие стадами, осы, пчелы, шмели, . муравьи, живущие большими семьями, стрижи, ласточ-ки, пингвины, бакланы, фламинго, живущие стаями. В таком случае, естественно, возникает вопрос: чем общество людей отличается от того или иного объединения животных? Для то-го, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое общество, како¬ва его структура, какова система взаимосвязи и взаимодействия тех элементов, из которых оно состоит.
При этом надо акцентировать внимание на том, что общество непосредственно связано с человеком, с людьми. Общество — это сообщество людей. Абсолютно самостоятельно, от-дельно от людей и без людей оно не существует и существовать не может. Сущест¬вование и развитие общества есть результат совокупной деятельно¬сти идей, это форма их жизнедея-тельности. Но это вовсе не го¬ворит о том, что общество представляет собой простую сумму ин¬дивидов. Как известно, целое состоит из частей, но простой сум¬мой частей оно отнюдь не является, поскольку обладает такими признаками и свойствами, которые частям могут быть и не прису¬щи. Целое не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Так и об-щество. Оно достоит из людей, но к их простой со¬вокупности не сводится. Оно обладает та-ким признакам и свой¬ствами, которые присущи только ему. Отдельным людям они могут не принадлежать, не иметь к ним прямого отношения. Так, социаль¬ные законы, например, при-сущие обществу, к числу характеристик отдельных людей не относятся. Они не только не входят в струк¬туру человека, а, напротив, сам человек находится в орбите дей¬ствия социаль-ных законов. Общество включает в себя также и та¬кие связи и отношения (политические, правовые, нравственные, религиозные, дипломатические и др.), которые складываются и су¬ществуют между социальными группами. Они возникают и поддержи¬ваются только в совме-стной жизни и деятельности людей, лишь в совместных актах их социального поведения.
Общество, иначе говоря, оказывается непосредственно свя¬занным не только с людьми, но и с их деятельностью. Эта связь выражается прежде всего в том, что деятельность людей выступает как жизненная основа существования и развития общества. Ис¬тория общества складывается из социальных событий, явлений и процессов, в которых деятельность людей воплощается, реализует¬ся, находит внешние, результативные формы выражения.
Но что такое деятельность? Какое содержание мы вкладываем в данное понятие? В са-мом общем виде деятельность можно опреде¬лить как целесообразное воздействие субъекта на объект. Деятель¬ность всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. В роли субъекта деятельности при этом выступает тот, кто осуществляет деятельность, то есть это человек или группа людей. В роле субъекта деятельности выступает то, к чему или к ко-му она прилагается, на что или на кого она направлена. Это предметы и явления окружаю-щего человека природного и социально¬го мира. Структуру деятельности образуют такие ее элементы, как цель деятельности, анализ ситуации, в которой предстоит дейст¬вовать, план (идеальная схема) деятельности, сам процесс дея¬тельности и ее результат. Причем, результат деятельности может и не совпадать с ее целью. Теоретическое объяснение этому кроется в том, что они лежат в разных плоскостях, .ибо цель субъ¬ективна, а результат объективен, а объективное и субъективное могут и не совпадать. Исходя из сказанного, можно дать сле-дую¬щее развернутое определение деятельности. Деятельность — это такая форма активности человека, которая направлена на достиже¬ние сознательно поставленной цели, на изменение и преобразова¬ние окружающего природного и социального мира в интересах лю¬дей.
Человеческая деятельность всегда носит общественный харак¬тер. Качество это она проявляет в силу того. что осуществляется группами ладей для достижения общих целей и результатов. Это и совместный труд, в процессе которого у людей вырабатывается общее отношение к жизни, определяется общие ценности, складыва¬ются общие традиции и т.д. Это и политическая деятельность, в которой реализуются общие интересы, решаются общие за-дачи, до¬стигаются общие цели. Без деятельности, и вне деятельности людей существование, функционирование и развитие общества невозможно. И если вдруг представить себе, что деятельность людей в силу действия каких-то причин прекратятся, то это будет означать, что прекратится и общественная жизнь людей, она станет просто невозможной.
Все это свидетельствует о том, что деятельность людей выступает как специфический способ существования социального. На основе разнообразных видов деятельности (экономи-ческой, по¬литической, правовой, производственной, торговой, нравственной, религиозной, семейно-бытовой и др.) (между людьми и социальными группами складываются определен-ные связи и взаимодействия. Эти связи и взаимодействия постоянно воспроизводятся в дея-тельно¬сти ладей и носят устойчивый характер. Многие поколения людей сменяют друг дру-га, а тип связей, характеризующий данное обще¬ство, остается тем же самым. Эти связи и взаимодействия и пред¬ставляют собой общественные отношения, формы которых весьма многообразны. К общественным отношениям относятся экономические, политические, пра-вовые, нравственные, религиозные, семейные, управленческие и др. Отдельно от деятельно-сти, в отрыве от нее, сами по себе общественные отношения не существуют. Они образу¬ют общественную корму выражения деятельности людей. Каждый че¬ловек как член общества, класса, нации, государства, политиче¬ской партии, социальной группы и т.п. включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как лич-ность, как социальное существо. Когда человек рождается, он застает формы деятельности и общественные отношения уже сложившимися, санкционирующими. В процессе социализа-ции на основе и посредством тех или иных форм деятель¬ности он включается в них, осваива-ет их, переводит в свой внут¬ренний опыт. Формы деятельности и общественные отношения, таким образом, связывают каждого человека с обществом, с окружающей социальной сре-дой. Они выступают как средство включения индивида в общественную жизнь. Деятель-ность людей и общественные от¬ношения составляют основное содержание их общественно-го бытия как реального процесса их жизни.
Завершая рассмотрение первого вопроса, можно дать опреде¬ление понятие общество, которое как бы подведет итог предыдущим рассуждениям. Общество — это форма разумно организованной сов¬местной жизнедеятельности людей и их социальных групп, объеди¬ненных на основе соглашений общими целями и интересами. Оно представляет собой до-вольно сложное образование, которое вклю¬чает в себя способ производства, политический строй, социальную структуру, определенную гамму социальных отношений, организаций семьи, общественное сознание. В совокупности эти признаки, характеризующие общество, отличают его от всех других систем ма¬териального мира.
Во втором вопросе мы акцентируем внимание на том, что есть общего у общества и природы и что их отличает друг от друга. Сходство общества и природы заключается прежде всего в их объективности, независимости от воли и желания людей. Общество и природа — это части одного и того же материального мира. Им в силу этого обстоятельства присущи некоторые общие закономерно¬сти, которые действуют в обеих частях материального мира. Здесь, правда, можно заметить, что объективный характер законов общест¬ва нередко отрица-ется на том основании, что общественные законы реализуются в деятельности людей, а люди действуют сознательно, Во собственной воле. Воли же различных ладей обычно сталкивают¬ся друг с другом, и ход событий определяется их равнодействую¬щей, направление которой не совпадает с направлением каждой из этих воль. Общность законов природы и общества выражается в их историческом характере, в зависимости от конкретных условие. Не только законы общества, но и законы природы могут существо¬вать и действовать лишь при наличии определенной среды. Так, законы гидродинамики требуют наличия жидкости, законы метео-ро¬логии — наличия атмосферы и т.д. А конкретные условия историчны, то есть могут появ-ляться и исчезать.
Однако общество и природа имеют не только общие черты, но и специфические осо-бенности, которые позволяют отличать их друг от друга. Различие между ними, в частности, заключается в тем, что в природе действуют слепые, бессознательные силы, а в об¬ществе действуют люди, наделенные сознанием и волей, преследу¬ющие те или иные цели. Различие между обществом и природой вы¬ражается также в различии законов, действующих в них. Это раз¬личие состоит в том, что, во-первых, законы природы проявляют¬ся стихийно, не только независимо от сознания и воли людей, но и независимо от существования людей во-обще. Так, закон земного притяжения, например, проявляется в том, что на земную поверх-ность падает любое тело, находящееся в сфере земного притяжения. Волей и желанием лю-дей это никак не определяется. Закон этот действовал и тогда, когда людей на Земле не было. Социальные же законы всегда реализуются через деятельность людей, которая мо¬жет быть сознательной и: бессознательной. Никак иначе, как че¬рез деятельность людей, они действо-вать, реализовать себя не могут. Без людей и их. деятельности социальные законы не могут ни возникнуть, ни существовать. Во-вторых, законы природы более долговечны, чем соци-альные законы, да и возникают последние позже, чем первые. Это и понятно, так как законы природы сущест¬вовали и действовали задолго до появления человека, общества и его зако-нов. В-третьих, социальные законы более сложны по меха¬низму своего проявления. Дело в том, что они всегда реализуют¬ся через деятельность людей и групп людей, диапазон причин и формы выражения которой чрезвычайно многообразны. В-четвертых, социальные законы в высокой степени вероятностны, они проявля¬ются как \»законы-тенденции\».
В третьем вопросе общество рассматривается как такое обра¬зование, структурные эле-менты которого находятся в координаци¬онных и субординационных .связях и взаимодейст-виях. Особую роль в обществе играют субординационные связи, которые проявляют¬ся в со-подчинении элементов системы, то есть в их соотношении как первичное — вторичное, опре-деляющее — определяемое. В ис¬тории человеческого общества всегда была чрезвычайно ак-туальна проблема взаимодействия бытия а сознания, соотношения объективных условий жизнедеятельности людей с их субъективными це¬лями и интересами. В общественной жизни людей бытие и сознание предстают как общественное бытие и общественное сознание. Под общественным бытием обычно понимают материальные, т.е. существующие независимо от сознания, об¬щественные, и прежде всего экономические, отношения, объектив¬ные условия жизнедеятельности людей. А общественное сознание представляет собой совокупность об-щественных идей, взглядов, представлений, потребностей, интересов и настроений, носите-ля¬ми которых выступают те или иные социальные группы людей вплоть до общества в це-лом.
Как же соотносятся общественное бытие и общественное соз¬нание? Вопрос этот фило-софами и социологами разной ориентация решался неодинаково. Одни из них первичным признают сознание людей, а другие таковым считают общественное бытие. В первом случае, когда первичным признается общественное сознание, имен¬но сознание рассматривается как последняя и определяющая причи¬на социальных изменений и преобразований. Утверждает-ся, что прежде всего от этой причины зависят как великие победы, так и трагические пора-жения человечества. Отсюда делается вывод, что совершенствование общества, улучшение жизни людей в конечном счете обусловлено прогрессом сознания людей, развитием их ин-тел¬лекта, нравственности, системы воспитания и т.д. Делался также и тот вывод, что для из-бавления общества от негативных явлений, от социальных пороков достаточно изменить сознание людей, улуч¬шить посредством соответствующих организационных мероприятий систему воспитания и образования.
Во втором случае, когда первичным признается общественное бытие, ставится вопрос об объективной основе самого сознания людей. Здесь акцентируется внимание на том, что сознание людей определяется, детерминируется условиями ах материальной жизни, их об-щественным бытием. При этом признается, что сознание играет немалую роль в ориентации, поведении и деятельности людей. Однако, как сознание людей, так и их поведение и дея-тельность находятся в конечном счете в зависимости от общественного бы¬тия. Иначе говоря, общественное бытие людей выступает в качест¬ве определяющего начала, а общественное сознание в качестве оп¬ределяемого фактора. На основе сказанного можно придти к выводу, что для изменения сознания людей необходимо менять, совершенст¬вовать их бытие, условия материальной жизни. Нисколько не принижая роль воспитательной работы, следует все же иметь в виду, что сознание общества изменяется прежде всего в ходе и на осно¬ве практиче-ской деятельности людей, включая их в реальный про¬цесс перестроит всех сторон жизни общества. Но в связи с этим может возникнуть вопрос; а кто не, как не сами люди, ведомые своим сознание, осуществляют изменения я преобразования соци¬ального бытия? Не попада-ем ж мы тем самым в замкнутый круг, в котором социальное бытие обусловливает измене-ние сознания лю¬дей, а изменение сознания, в свою очередь, ведет к изменению социального бытия?
Ответ на этот вопрос предполагает учет сложной диалектической взаимосвязи общест-венного бытия и общественного сознания. Передовые идеи возникают не на пустом месте. Они страдают ре¬альные противоречия общественного бытия и объективную необхо¬димость его практического преобразования. В этом смысле они вторичны, зависимы от бытия. Но в такой зависимости таится и сила этих идей, поскольку они страдают объективную потреб-ность, насущную необходимость изменения бытия. Они становятся стимулами деятельности, мощной силой, преобразующей как индивида, так и общество.
Общественное сознание зависимо от общественного бытия, но оно в то де время и от-носительно самостоятельно в своем сущест¬вовании и развитии. Оно не только подчинено внешним факторам, общественному бытию, но имеет и свою внутреннюю логику развития, связанную прежде всего с преемственностью идей. Хорошо известно, что новые идеи возни-кают на основа ранее накопленного мыслитель¬ного материала, на основе уже существующих идей. Новые идеи де¬лают как бы прорыв в системе тех идей, которые существуют. От¬носительная самостоятельность общественного сознания проявля¬ется также и в том, что идеи. общественное сознание людей могут влиять на общественное бытие, вызывая в нем те или иные измене¬ния. Влияние идей на массы, на ид поведение и деятельность, а через них и на общество, на его различные стороны и структуры в той или иной мере ощущалось всегда. Но особенно ярко оно да¬ет о себе знать в переломные, революционные эпохи. Люди спосо¬бны активно влиять на ход событий, содействуя благоприятному и препятствуя неблагопри-ятному их развитию. Прячем, чем большая масса людей встает под знамя тех или иных идей, тем сильнее их воздействие на общество и его развитие.
В четвертом вопросе общество рассматривается как феномен, существующий и функ-ционирующий на своей собственной основе. В недалеком прошлом некоторые философы и социологи сравнивали об¬щество с механизмом, составные части которого признавались су-ществующими автономно, независимо друг от друга. Другие уподоб¬ляли общество живому организму, функционирование которого обес¬печивается взаимосвязью и взаимодействием составляющих его структурных элементов. Современные философия и социология рас¬сматривают общество как самоорганизующуюся, целостную, устой¬чивую, динамичную, функционирующую и развивающуюся систему. Раскроем этот тезис более подробно.
Общество — это самоорганизующаяся система. Данное утверж¬дение надо понимать в том смысле, что общество возникает и су¬ществует в силу действия причин, присущих езду самому. Причины эти кроются не в боге, не в мировом разуме или в чем-то ином, находя-щемся вне общества, а во взаимодействии элементов самой социальной системы, в частно-сти, таких, как экономика, полити¬ка, культура, право, нравственность, церковь и т.д. В про-цессе функционирования и развития общества повышается уровень его организации.
Общество — это целостная система. Общество, иначе говоря, представляет собой обра-зование, состоящее из множества разнооб¬разных элементов, каждый из которых выступает как составная часть единого целого и которые находятся между собой в опреде¬ленных взаи-мосвязях и взаимодействиях. Общество всегда имеет ту или иную структуру, фиксирующую отношения между его компо¬нентами.
Общество — динамичная система. Это значит, что оно не представляет собой чего-то за-стывшего, раз и навсегда данного, неизменного. Будучи относительно устойчивой, стабиль-ной систе¬мой, оно вместе с тем находится в постоянном движении, меняя свое состояние во времена. Невозможно зафиксировать ни одного момента, в течение которого общество нахо-дилось бы в абсолютно неизменном положении, в равновесии, в покое. В нем постоянно происходят изменения того или иного рода. Эти изменения приво¬дят к тому, что общество становится все более масштабной и сло¬жной системой. А чем сложнее организована система, тем выше она находится на эволюционной лестнице. Причем, эволюция общества — процесс весьма противоречивый, поскольку в нем прогресс в од¬ном непременно сопровождается рег-рессом в другом. Так, рост ма¬териального производства вызывает загрязнение природной среды, увеличение средств транспорта, появление их новых видов ведет к росту смертных случаев на земных дорогах, в воздухе и на мо¬рях, расцвет науки и техники вызывает целую серию негативных социальных последствий» таких, например, как интенсификация тру¬да, рост безработицы, увеличение количества оружия, в частности орудия массового поражения, расширение границ контроля за част¬ной жизнью людей и т.д.
Общество — функционирующая система. Это говорит о том, что общество представляет собой нечто действующее, работающее. Действуют его составные части, такие, как люди, социальные груп¬пы, политические партии, государство и его структуры, экономика, культу-ра, наука, церковь, право, нравственность и т.д. и т.п. Действие составных частей обеспечи-вает функционирование а само¬го общества. Правда, при этом надо иметь в виду, что резуль-та¬том санкционирования общества далеко не всегда бывает то, что ожидают субъекты, люди, на что они рассчитывают, на что надеются.
Общество, как и любая система, имеет определенную структу¬ру, которую образуют элементы, из которых эта система состоит, и те связи и отношения, которые между ними су-ществуют. Структу¬ра общества достаточно сложна. Выявить все элементы социальной сис-темы, все те связи и отношения, которые между ними существу¬ют, в силу их чрезвычайно большого многообразия едва ли возможно. Не претендуя на это, все же можно в обществе выделить ряд подсистем, в роли которых выступают сферы общественной жизни людей. Обычно выделяют четыре сферы общественной жизни; экономическую, социальную, поли-тическую и духовную. Каждая из этих сфер имеет свою специфику, свой набор составляю-щих элементов, свою структуру. Дадим им хотя бы краткую характеристику.
Основу, базис общественной жизни людей образует материаль¬ное производство, зако-ны его функционирования и развития, сос¬тавляющие экономическую сферу жизни общества. К экономической сфере относится все„то, что связано с деятельностью ладей по производст-ву, обмену, распределению и потреблению материальных благ, материальных условий их жизни. Каковы ее параметры эконо¬мической сферы, какие составные элементы она в себя включает? В этой связи давно ухе сложилась традиция отожествлять эконо¬мическую сферу со способом производства материальных благ, ко¬торый состоит из производительных сил и производственных отно¬шений. Однако, такое отождествление едва ли правомерно, по¬скольку экономическая сфера только к способу производства не сводится. Она включает в себя ряд компонентов, и способ произ¬водства является лишь одним из них. В целом эконо-мическая сфе¬ра включает в себя, во-первых, сам труд как деятельность по созданий матери-альных и духовных ценностей; во-вторых, способ производства необходимых для жизни лю-дей материальных и духов¬ных благ, выступающий как единство производительных сил и про¬изводственных отношений; в-третьих, весьма сложный механизм функционирования ма-териально-производственной системы в целом, в которую входят цели, задачи, стимулы, ориентиры, мотивы и другие факторы производственной деятельности людей.
Основу экономической сферы образует труд, производствен¬ная деятельность, посред-ством которой люди создают материальные и духовные блага, необходимые им для сущест-вования, для жизни. Понятое \»производство\» как раз и отражает то факт, что трудовая дея-тельность носит производительный характер, что в процессе труда создаются вещи, предме-ты, продукты, способные удовлетворить те или иные потребности людей. Причем, производ¬ство выступает не только как экономическое, но и как философско-социологическое поня-тие. Это значит, что в процессе произ¬водства не только создаются необходимые для жизни людей матери¬альные и духовные блага, но и одновременно осуществляется вос¬производство самого человека, воспроизводство общества. Без производства общество не может ни суще-ствовать, ни развиваться. Остановка производства неизбежно ведет к деградации как общест¬ва, так и человека.
Весьма важную сторону экономической сферы образует способ производства людьми необходимых для жизни материальных и духов¬ных благ. Способ производства составляют производительные силы и производственные отношения, которые находятся в довольно слож¬ных, а порой и противоречивых взаимосвязях и взаимодействиях. К производительным силам относятся люди, осуществляющие производственный процесс, средства производства и наука. Производ¬ственные же отношения включают в себя те отношения, которые склады-ваются между людьми а процессе производства, обмена и распределения материальных благ. В их структуру входят формы разделения труда (охота и собирательство, скотоводство и земле¬делие, ремесло и торговля и т.п.), наличие различных обществен¬ных групп, основанное на разделении труда, формы обмена (нату¬ральный, денежный и др.), формы собственности на сродства про¬изводства (частная, общественная и т.д.), формы распределения дохода (по капиталу, по труду и т.д.).
Однако при всем ври этом жизнь общества одной экономической сферой не исчерпы-вается. В обществе фактически на любом этапе его развития существуют не только отдель-ные люди, но и их остальные объединения (социальные группы, социальные общно¬сти), ме-жду которыми складываются определенные отношения. В связи с этим и возникают вопро-сы: когда, в силу каких причин и каким образом в обществе возникают социальные общно-сти и груп¬пы, что они собой представляют, какие между ними устанавливают¬ся отношения, как они функционируют, какова их роль в обществе, какова их историческая судьба и т.д. и т.п.? Ответы на эти во¬просы в экономической сфере мы не найдем. Для этого надо прони¬кнуть в иную, а именно в социальную сферу жизни общества. Осно¬ву этой сферы составля-ют устойчивые социальные группы людей, социальные общности, закономерности их воз-никновения, существо¬вания, функционирования и развития, система связей я отношений между ними, их социальное поведение.
В обществе наличествует множество различных по масштабу и социальной роли групп и общностей. Это общины, племена, народно¬сти, нации, классы, городское и сельское насе-ление, производст¬венные коллективы, профессиональные объединения, половые и воз¬растные группы, малые социальные группы и т.д. Каждая социаль¬ная группа и каждая соци-альная общность имеют свою биографию, свои потребности и интересы, свои особенности в поведении а де¬ятельности и т.п. Между ними складываются различные отношения, диапазон которых довольно широк — от дружбы и сотрудничества до противостояния и антагонизма.
В социальной сфере жизни общества обычно выделяют макро- и микросоциальную структуру. Макросоциальная структуру включает в себя такие большие группы ладей, как народы, нации, классы. Сюда также относятся профессиональные организации, региональ-ные объединения, этнические образования, обладающие устойчивым ха¬рактером. Большие социальные группы, в свою очередь, имеют свою структуру, элементами которой выступают малые группы, образую¬щие микроструктуру общества. Малые социальные группы относи¬тельно малочисленны по составу, члены их объединены общей дея¬тельностью, находятся в непосредственном общении друг с другом, они имеют общегрупповые ценности и особые нормы поведения. К ма¬лым социальным группам относятся трудовые коллективы, учебные группы, воинские подразделения, семья и т.п. В обществе сущест¬вует множество разнооб-разных малых групп, между которым скла¬дываются различные по характеру и формам про-явления взаимосвязи и взаимодействия.
Большие и малые социальные группы в общественной жизни иг¬рают неодинаковую роль. Миссия больших групп более весома, их действия и поведение на жизни общества ска-зываются более основательно. Происходит это потому, что фундаментальные социальные законы реализуйся прежде всего в деятельности и поведении боль¬ших групп. Деятельность не малых групп в значительной степени субъективна, она во многом зависит от субъектив-ных факторов. Малые группы в исторических событиях обычно действуют в (фарва¬тере больших социальны;; групп.
Таким образом, социальная севера представляет собой до¬вольно сложную подсистему, включающую в себя большие и малые социальные группы и всю ту гамму отношений, кото-рая между ними складывается.
Необходимость управлять экономической и социальной сфера¬ми, их структурными элементами привела к тому, что в обществе -на определенном этапе его развития появляются политические ин¬ституты, учреждения и организации, которые и образовали политическую сферу общественной жизни людей. К числу этих институтов, учреждений и организаций от-носятся государство, политиче¬ские партии, профессиональные союзы, молодежные, куль-турные, религиозные организации и т.д. Их деятельность, отношения меж¬ду ними составля-ют политическую жизнь общества.
Самым древним и развитым политическим институтом является государство. Когда-то люди жили общинами, племенами, кланами, родами, управление которыми осуществлялось на негосударствен¬ной основе. Однако, выросшие масштабы общества, его дифференциация, появление стран привели к тому, что возникло государство как особая форма организации общественной жизни людей. Государ¬ство, во-первых, решает общие задачи, выражая инте-ресы всех со¬циальных слоев и групп населения, всех людей, играя роль \»ноч¬ного сторожа\», пекущегося о благе всех. Во-вторых, оно осущест¬вляет функции, в которых заинтересованы господствующие классы, элитарные группы населения. При помощи государства экономиче-ски господствующий класс становится также и политически и юридически господствующим. Государство в целом обеспечивает условия, необходимые для жизни и деятельности как от-дельных людей, так и их социальных объединений. Свою роль в жизни общества, кроме го-сударства, играют также политические партии, профсоюзы, молодежные, культурные, рели-гиозные и др. организации, между кото¬рыми устанавливаются довольно сложные политиче-ские зависимости и отношения. В политической сфере общество предстает как мир органи-заций и институтов. Тем самым представление об обществе становится более объемным, глубоким и конкретным.
Еще более богатой и многообразной делают общественную жизнь ладей духовные цен-ности, на основе которых складывается духовная жизнь общества. Говорят, не хлебом еди-ным жив человек, что свидетельствует о тем, что в социальном бытии людей весьма важное место занимают духовные ценности, духовные интересы и потребно¬сти, духовное творчест-во, духовная жизнь. В духовной жизни лю¬ди удовлетворяют потребности в познании, эмо-циональном перели¬вании, творчестве, общении и т.п. Человек живет богатой или бедной, красивой или безобразной, нравственной или безнравст¬венной духовной жизнью.
Духовная жизнь людей образует основу духовной сферы жизни общества, связанной с производством, распространением и потреб¬лением духовных ценностей. Однако, только к совокупности духов¬ных (научных, нравственных, эстетических, религиозных и др.) ценно-стей духовная сфера не сводится. Она включает в себя ду¬ховные потребности и интересы, духовную деятельность (духовное производство), духовные ценности, духовное потребление и духов¬ные отношения. Духовная сфера — это особый способ жизнедеятельности людей, их активная творческая деятельность по освоению мира. В духовную сферу входят наука, ис-кусство, идеология, ре¬лигия, образование и воспитание.
Специфика духовной сферы проявляется прежде всего в той, что ее образуют произ-водство и потребление духовных ценностей, таких, как научные идеи и теории, нравствен-ные нормы поведения, художественные, эстетические представления и взгляды, религиоз¬ные чувства и т.д. Производство духовных ценностей основывается на умственном, интеллекту-альном труде, который открывает широ¬кие возможности для творчества человека, для его самодеятельно¬сти. Специфика духовной сферы заключается такие и в особенно¬стях потреб-ления духовных ценностей. В процессе потребления ду¬ховные ценности не \»исчезают\», а превращаются в богатство ду¬ховного мира человека. Процесс потребления духовных ценно-стей, кроме того, представляет собой одновременно и процесс производ¬ства. Ведь зритель, слушатель, читатель не просто пассивно вос¬принимает информацию извне, а он переживает, осмысливает духов¬ные ценности под углом зрения своего жизненного опыта.
Духовной сфере в общественной жизни людей принадлежит со¬вершенно особая роль. Дело в тон, что духовная сфера, как ника¬кая другая, непосредственно влияет на жизнь и раз-витие человека, на формирование его потребностей и интересов, на проявление его талантов и способностей.
В заключение следует отметить, что каждая из сфер жизни общества (экономическая, социальная, политическая и духовная) занимает в нем вполне определенное место, выполняя отведенные ей социальные функции. В то же время все они находятся во взаи¬мосвязи и взаимодействии, выступая как составные части челове¬ческого общества как единого целого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest