Главная » Лекции по » Ракетостроение » Характеристики летательных аппаратов в составе большой технической системы

Характеристики летательных аппаратов в составе большой технической системы

Лекция 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В СОСТАВЕ БОЛЬШОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Введение
1. Понятие большой технической системы.
2. Состав комплекса ЛА.
3. Классификация комплексов ЛА.
4. Носители ЛА.
5. Пусковые установки.
6. Состав комплекса обеспечения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В СОСТАВЕ БОЛЬШОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

 

Лекция  1

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В СОСТАВЕ БОЛЬШОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

 

 

    Введение

1.  Понятие большой технической системы.

2. Состав комплекса  ЛА.

3.  Классификация комплексов ЛА.

4.  Носители ЛА.

5.  Пусковые установки.

6.  Состав комплекса обеспечения.


ВВЕДЕНИЕ.

Курс "Основы устройства и функционирования ЛА" является начальным в специальной многоуровневой подготовке специалистов в области ракетостроения. Он дает основы знаний, необходимые для системного восприятия общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин как проектно-конструкорского так и технологического циклов. Это хорошо проиллюстрировано на схеме предметных связей специальности 130600  (см. рис. 1). Исходя из этого формулизируются цель и задачи изучения данного курса.
Цель курса – сформировать у студента базисные значения по устройству и функционированию беспилотных летательных аппаратов (ЛА), создав мировоззренческий фундамент, логические и мотивационные основы системного восприятия содержания последующих курсов специальных дисциплин.
Задачи:

  • ознакомиться со структурой и классификацией комплексов беспилотных      ЛА, назначением их основных элементов;
  • изучить физические основы функционирования беспилотных ЛА;
  • изучить назначение, устройство и принципы работы основных агрегатов     и систем ЛА в различных их модификациях;
  • познакомиться с тактико-техническими характеристиками, устройством  и функционированием современных ракетных комплексов, направлениями их совершенствования и модернизации;
  • привить студентам навыки самостоятельного анализа совершенства  конструкции ЛА, составления эскизов основных узлов и циклограмм функционирования.

1.  ПОНЯТИЕ БОЛЬШОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Под большой технической системой (БТС) обычно понимается совокупность взаимосвязанных технических элементов, объединенных единой целью и алгоритмом функционирования.
В общем случае система определяется структурой, функционированием и управлением.
Структура – совокупность устойчивых связей между подсистемами и элементами внутри БТС, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Система может функционировать нормально только в том случае, если ее элементы при самостоятельной роли в реализации поставленных целей ор­ганически взаимосвязаны, т.е. каждый элемент представляет собой обособ­ленную часть БТС и в то же время все ее элементы находятся в определен­ной иерархической зависимости. В качестве примера на рис 1 приведена структура БТС с некоторым комплексом ЛА, состав которого во многом за­висит от конкретного класса ЛА и его характерных эксплуатационных осо­бенностей.

Формирование структуры БТС основано на иерархическом принципе:

  • последовательное вертикальное расположение подсистем;
  • приоритет воздействия подсистем верхнего уровня на подсистемы ниж­него уровня, в общем случае предполагает декомпозицию системы, т.е. расчленение ее на отдельные подсистемы с соответствующей иерархией от­ношений между ними.
  • подчиненность (функционирование нижнего уровня определяется зада­чами верхнего уровня);
  • сопоставимость (на каждом уровне задачи объединяются в отдельную группу сопоставимых по значимости и масштабу);
  • полнота (декомпозиция системы подчинена целям и задачам функциони­рования в целом);
  • в системе должны отсутствовать изолированно функционирующие уровни;
  • реальность (решаемые задачи подсистем должны соответствовать научно-техническим возможностям).

Функционирование – это выполнение БТС определенных операций для достижения заданных целей во времени. Реальные БТС, в том числе и с ЛА, являются стохастическими системами с различным уровнем неоп­ределенности. Это объясняется тем, что условия применения системы пол­ностью прогнозировать практически невозможно. В лучшем случае, можно говорить только о характеристиках внешней среды с определенной степе­нью вероятности.
При этом более совершенны комплексы управляемых снарядов и ракет, т.к. они в большей степени способны парировать возмущения внешней среды, чем НУРСы.
Управление – переработка различной информации для функционирова­ния БТС, включает в себя три основные операции: планирование, организа­цию и регулирование. Для ЛА управление в процессе функционирования имеет первостепенное значение, так как оно позволяет исключить экстре­мальные условия эксплуатации и тем самым повысить эффективность ЛА. Интегральной оценкой БТС принято называть ее эффективность.
Эффективность БТС – полнота и качество с которыми она выполняет поставленную задачу. Количественной мерой эффективности БТС с ЛА мо­гут быть разные показатели (критерии) в зависимости от решаемых систе­мой задач. Иногда это может быть наиболее выгодное с точки зрения эко­номики (оптимальное) соотношение между вероятностью выполнения за­дачи и суммарными затратами на ее создание и эксплуатацию. При этом иногда суммарные затраты можно свести к материальным затратам в де­нежном выражении. При ограниченности средств на создание БТС в каче­стве максимизируемого критерия эффективности может быть принята веро­ятность выполнения задачи. Если же задачи БТС настолько важны, что их невыполнение может иметь катастрофические последствия, то в качестве минимизируемого критерия принимаются суммарные затраты при заданной высокой вероятности выполнения задачи.
Таким образом, в качестве критериев при создании БТС (и в ее составе ЛА) могут быть приняты вероятность выполнения задачи, суммарные за­траты или другие более сложные показатели эффективности, которые кроме первых двух учитывали бы и другие важные факторы, например время раз­работки, способность системы адаптироваться к новым задачам и др. Но ис­пользовать такие критерии (критерии высшего ранга) при разработке от­дельных отдельных элементов БТС оказывается практически невозможным из-за большой сложности связей между отдельными элементами. Поэтому для каждого уровня БТС (см. рис. 2) разрабатываются частные критерии приня­тия решений, увязанные и согласованные с критериями высшего ранга. Критерии разных уровней согласованны так, что каждый вышестоящий уровень дает задание нижестоящим не жестко регламентированным, а в об­щих чертах, предоставляя им известную инициативу так, чтобы разра­ботчики каждого уровня, стремясь к своей частной цели, работали вместе с учетом интересов системы в целом. Эта свобода выражается во множестве альтернативных решений, которые могут принимать разработ­чики на каждом уровне, и несет в себе возможность так сочетать варианты решений, чтобы в итоге получить оптимальное решение для БТС в целом. Для этого приходится рассматривать и сравнивать множество самых разных альтернативных вариантов, различающихся между собой принципами дей­ствия, схемой построения, конструкцией, технологией производства и т.д. Причем на всех уровнях обычно рассматривают столько альтернативных вариантов, сколько позволяют ресурсы проектно-конструкторской органи­зации и возможности современных ЭВМ.
Изложенный подход к процессу создания ЛА является, по существу, при­ближенным, так как не учитывает непосредственно техническую новизну ЛА, которая может быть достигнута исключительно за счет внедрения дос­тижений научно-технического прогресса. Техническая новизна придает ЛА новое качество, позволяет улучшить функциональные характеристики или экономичность, или и то и другое.
Количественной оценкой технической новизны ЛА является его техниче­ский уровень. Дело в том, что если учитывать только экономическую сто­рону эффективности, т.е. затраты ресурсов, то оказывается, что новые кон­струкции вначале часто бывают неэффективными из-за дорогой и трудоем­кой доводки, неизбежность которой обусловлена самой новизной. При этом чем более передовыми в техническом отношении являются разрабатывае­мые конструкции, тем труднее их внедрение. Но в то же время их внедрение готовит научную и производственно-техническую базу знаний и опыта для перехода к более совершенным конструкциям и увеличивает срок востребо­ванности комплекса.
Иными словами, чтобы новое поколение конструкций было совершеннее существующего, необходимо обеспечить более высокий технический уро­вень новых образцов. Всестороннее изучение взаимосвязи технического уровня с эффективностью является задачей дисциплины "Проектирование конструкций ЛА".

 

2.  СОСТАВ КОМПЛЕКСА ЛА.

Для обеспечения подготовки ЛА к полету и управления им применяются разнообразные бортовые, наземные и подвижные устройства и оборудова­ние, которые образуют вместе с ЛА техническую подсистему, называемую комплексом ЛА. Все составляющие элементы комплекса находятся во взаи­модействии и обеспечивают функционирование ЛА в соответствии с задан­ными тактико-техническими требованиями (ТТТ).
Состав комплекса ЛА во многом зависит от конкретного класса ЛА и его характерных эксплуатационных особенностей. В общем случае в состав комплекса ЛА входят (рис. 2): летательный аппарат, носитель, пусковая ус­тановка, комплекс наземного оборудования, средства разведки и управления полетом.
ЛА в зависимости от своего назначения и конструктивных особенностей различаются массой и габаритными размерами, конструктивно-компоно­вочными решениями, типами применяемых двигательных установок, обо­рудованием и целевыми грузами.

3.  КЛАССИФИКАЦИЯ ЛА.

ЛА можно классифицировать по различным признакам: по принципу их устройства, назначению, месту расположения старта – месту нахождения цели и др. Так, по назначению (см. рис. 3) ЛА можно разделить на хозяйственные, ис­следовательские, метеорологические, ракеты-носители, космические аппа­раты специального и военного назначения. Областью наших интересов яв­ляются беспилотные ЛА одноразового использования.
При классификации беспилотных ЛА (см. рис. 4,5,6) часто используется принцип "место старта-место цели", согласно которому они относятся к следующим группам: "поверхность-поверхность"; "поверхность-воздух"; "воздух-поверхность"; "воздух-воздух" (где под понятием «поверхность» понимается поверхность Земли или моря, а под понятием «воздух» – воздушное и космическое пространство). Рассмотрим некоторые типы беспилотных ЛА, в названиях которых (ракеты, снаряды, торпеды и др.) отражены особенности их применения.
Ракета (нем. Raketa, от итальянского rocchetta, уменьшительное от rocca- веретено) ЛА движущийся под действием реактивной силы возникающей при отбрасывании части собственной массы.
Снаряд - беспилотный ЛА, несущий боевой заряд и предназначенный для поражения наземных, морских и воздушных целей (активные, реактивные, активно - реактивные, калиберные, подкалиберные, надкалиберные)
Торпеда (от лат. torpedo - электрический скат) - самодвижущийся, самоуправляющийся подводный снаряд, предназначенный для поражения плавучих и береговых объектов противника.
Главная цель систем вооружения - поразить цель оставаясь в безопасности.
Баллистические ракеты характеризуются тем, что основной участок полета осуществляется по баллистической траектории по законам свободно брошенного тела, и предназначены для поражения площадных целей противника.
Крылатые ракеты – беспилотные ЛА самолетной схемы, имеющие значительную дальность полета (до нескольких тысяч километров), предназначены для поражения площадных и точечных целей противника.
Управляемые реактивные торпеды – это ЛА, конечный участок траектории, движения которых находится на малой высоте или в водной среде, предназначены для поражения кораблей и подводных лодок противника.
Противотанковые управляемые реактивные снаряды представляют собой малогабаритные, предназначенные для поражения танков, бронетранспортеров, бронированных самоходных артиллерийских установок, а такие укрепленных огневых точек.
Активно-реактивные управляемые снаряды представляют собой модификацию артиллерийских снарядов, предназначены для поражения площадных целей и живой силы противника. АРУС выстреливаются из стволов, а зятем в них включается маршевый двигатель. Для повышения точности стрельбы предусмотрен блок коррекции дальности с раскрывающимся в полете лепестковым стабилизатором.
Дистанционно-пилотируемые летательные аппараты представляют собой ЛА ракетной, самолетной или вертолетной схем, при управлении которыми оператор выполняет операции, близкие к действиям летчика. Для обеспечения «пилотирования» ДПЛА оборудованы телевизионной камерой или инфракрасной системой переднего обзора. По назначению ДПЛА подразделяются на ударные, разведывательные, аппараты для радиопротиводействия и многоцелевые модульные аппараты.
Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) предназначены для поражения воздушных целей (самолетов, вертолетов, крылатых ракет, дирижаблей и др.), представляют собой ЛА осесимметричной схемы.
Антиракеты предназначены для поражения баллистических ракет, их боеголовок и некоторых типов высокоскоростных ЛА.
Антиспутники предназначены для поражения военных космических объектов и спутников-шпионов. Имеют много общего с АР.
Авиационно-баллистические ракеты представляют собой БР, запускаемые с самолетов, и предназначены для поражения площадных целей. В конце баллистической траектории они могут иметь управление для коррекции по точности попадания в цель, поэтому в этом случае конструкция включает в себя рули и даже крылья.
Управляемые авиационные бомбы – малоразмерные крылатые ЛА без двигателей предназначены для поражения наземных объектов и живой силы противника. После сбрасывания с самолета совершают планирующий управляемый полет, дальность которого зависит как от аэродинамических характеристик УАБ, так и от скорости и высоты самолета-носителя.
Управляемые авиационные торпеды аналогичны УРТ, представляют собой морские торпеды с аэродинамическими устройствами, обеспечивающими полет аппарата в воздухе после сбрасывания его с самолета, предназначены для поражения морских целей. В зависимости от дальности действия они могут иметь реактивный двигатель.
Авиационные управляемые реактивные снаряды  для поражения радио- или теплоконтрастных целей представляют собой аппараты, предназначенные для поражения точечных целей: кораблей, железнодорожных мостов, различных радиолокационных станций, пусковых установок, тактических БР и ЗУР, малоразмерных радиолокационных станций, самолетов на аэродромах, танков, бронетранспортеров, атомных пушек и др.
Управляемые снаряды ?воздух – воздух? представляют собой крылатые аппараты осесимметричной схемы, действующие в плотных слоях атмосферы и предназначенные для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет. Запускаются с самолета-носителя со специального пускового устройства. Управление осуществляется в основном с помощью головок самонаведения.
Антиспутниковые управляемые снаряды предназначены для поражения спутников и орбитальных станций военного назначения, представляют собой ракеты, которые могут запускаться с самолетов-носителей.
Беспилотные ЛА военного назначения классифицируются по масштабу решаемых задач следующим образом:
тактические – для непосредственной поддержки войск на поле боя;
оперативно-тактические – для выполнения задач крупных боевых операций;
стратегические – определяющие глобальные интересы войны в целом.
Носители ЛА применяются в тех случаях, когда необходимо доставить ЛА в предполагаемую зону его пуска либо придать ему заданные начальные параметры (скорость и высоту полета), при которых обеспечиваются условия устойчивости и маневренности полета, нормальная работа ВРД, аппаратуры механизмов управления. Для доставки ЛА с целью расширения диапазона его применения используются разнообразные носители: самолеты, корабли, подводные лодки, различные наземные самоходные установки и подвижные средства и другие пусковые установки.
Старт ЛА осуществляется пусковыми установками (ПУ) и катапультами, которые могут размещаться на земле, самолете, корабле или любом другом носителе. Пусковые установки обеспечивают необходимое начальное положение ЛА в момент старта. Катапульты сообщают ЛА первоначальную скорость при вертикальном старте или при его сходе с направляющих. Пусковые установки имеют наземное, шахтное, авиационное и морское базирования.
Старт ЛА может осуществляться как в вертикальном, так и в наклонном положении, а для авиационных ПУ – в горизонтальной плоскости. Выбор стартового положения ЛА зависит от особенностей класса ЛА, его начального продольного ускорения, формы траектории, ограничения по боковым перегрузкам и других требований.
Вертикальные ПУ позволяют осуществлять старт ЛА при малой начальной тяговооруженности (=1.2 и 3.0), которая представляет собой отношение тяги двигателя к весу ЛА: =Р0/G0. Это наиболее характерно для баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов, имеющих после вертикального старта выход на баллистическую траекторию полета, обеспечивающую малые поперечные нагрузки на корпус ЛА.
Вертикальные ПУ представляют собой шахты и пусковые столы с устройствами, фиксирующими вертикальное положение ЛА.
У подвижных вертикальных ПУ обычно пусковой стол крепится к тягачу или платформе и опускается на систему домкратов, которые автоматически придают столу горизонтальное положение. ЛА удерживается на столе за счет крепежных элементов, срезаемых при достижении двигателем определенной тяги.
Для пуска ЛА из вертикальных шахт и подводных лодок обычно используется так называемый «холодный» способ пуска, при котором ЛА сжатым газом выбрасывается из шахты или контейнера на поверхность, затем включается двигатель первой ступени.
Для обеспечения наклонного старта ЛА под углом ?0 требуется большая начальная тяговооруженность (Р0= 10 ... 30), так как иначе в момент схода ЛА с наклонных; направляющих ПУ проекция тяги стартового двигателя на вертикаль Рsin?0 может оказаться недостаточной для уравновешивания веса ЛА G0, в результате чего может возникнуть недопустимая «просадка» (снижение траектории) ЛА. Наклонные ПУ обычно применяются для ЗУР и других ЛА, использующих для старта ускорители с мощными РДТТ. Наклонные ПУ по сравнению с вертикальными обеспечивают большую мобильность стартового комплекса, уменьшают время полета ЛА в заданную точку траектории, упрощают заряжание (установку ЛА на ПУ).
ПУ наклонного старта подразделяются на стационарные и подвижные. Стационарные ПУ размещаются на земле или кораблях. В их конструкции, несмотря на большое разнообразие, можно выделить общие составляющие: основание, на котором размещаются различные механизмы, поворотное устройство и наклонно-регулируемые направляющие, которые могут быть контейнерного (рис. 7.) или балочного (рис. 8.) типа.
Последние могут иметь трубчатую, лотковую, желобковую или сотовую конструкцию.
Подвижные ПУ работают синхронно со следящими радиолокаторами системы управления ЛА. Их поворот производится электрическими, гидравлическими или пневматическими приводами. ЛА закрепляются в продольных пазах направляющих специальными замково-стопорными механизмами. Газоотражатель предотвращает вредное воздействие горячих газов на конструкцию ПУ и ее опрокидывание при старте ЛА. Особенностью корабельных ПУ является то, что они должны обеспечивать устойчивый запуск ЛА в условиях качки корабля, при этом управление всеми операциями ведется дистанционно при автоматическом заряжании. В некоторых случаях корабельные ПУ оборудуется гидростабилизирующими устройствами, которые позволяют осуществлять запуск при значительной качке, когда корректировка траектории ЛА после пуска ограничена.
Подвижные ПУ наклонного старта могут также устанавливаться на базе бронетранспортеров или автоприцепов. Применяются также малые ПУ, переносимые вручную (рис. 9), при этом их масса не должна превышать 10 кг.
Авиационные ПУ подразделяются на индивидуальные, которые используются для запусков ЛА ««воздух-воздух» и «воздух-поверхность», и кассетные для неуправляемых ЛА. Наиболее просты по устройству индивидуальные наружные ПУ, которые состоят из направляющей, механизма аварийного сброса, замка для удержания ЛА до старта и электроразъемов, закрытых обтекателем для уменьшения сопротивления. В некоторых случаях эти ПУ могут иметь катапультирующие механизмы для принудительного отделения ЛА в начальный момент старта.
Внутренние авиационные ПУ значительно сложнее по устройству, расположены в специальных отсеках самолета-носителя и применяются в тех случаях, когда предъявляются повышенные требования к аэродинамическому качеству авиационного комплекса. Эти ПУ выполняются в двух вариантах: шарнирно-выдвижном и револьверно-выдвижном. Выдвижные ПУ позволяют повысить безопасность носителя, так как исключают возможность удара ЛА о самолет после его схода с направляющих.
Подготовка ЛА к полету обычно осуществляется в наземных условиях с помощью специальных средств, оборудования и сооружений
В состав комплекса обеспечения входят средства для транспортировки ЛА, подъемно-установочные механизмы, контрольно-испытательное и заправочное оборудование, хранилища для жидкого и твердого топлива, газов и специальной аппаратуры, службы ремонта и восстановления, повышающие сроки эксплуатации и надежность ЛА, источники электроэнергии, а также различные инженерные сооружения, размещаемые на поверхности земли или под землей и защищающие наземный комплекс от воздействия атмосферно-климатических факторов и возможного нападения противника.
При длительном хранении ЛА в морских условиях часть операций по их подготовке к старту в соответствии с перечисленными задачами осуществляется непосредственно на кораблях или подводных лодках.
Средства доставки и транспортировки могут быть самоходные и буксируемые. Доставка ЛА с промышленных предприятий на техническую позицию осуществляется обычно автомобильным, железнодорожным, воздушным или морским стандартным транспортом, иногда с необходимым переоборудованием. Эти средства состоят из транспортеров, тягачей, прицепов, полуприцепов, транспортно-подъемных, стыковочных и перегрузочных тележек. В последнее время широкое распространение получили транспортно-пусковые контейнеры, которые не только предохраняют ЛА от механических повреждений и защищают его от вредного влияния атмосферно-климатических факторов, но также могут служить пусковыми устройствами.
Подъемно-установочное оборудование включает различные краны, лебедки, тали, а также специальные ложементы, на которых закрепляется ЛА при различных манипуляциях с ним. В некоторых случаях применяется единый блок транспортировки и установки ЛА в стартовое положение.
Способ установки ЛА на ПУ зависит от его массы. Так, например, установка на ПУ ЛА небольшой массы (до 100 кг) ведется вручную. ЛА большой массы устанавливаются «вывешиванием» или «опрокидыванием». При «вывешивании» с помощью лафетного установщика с подъемной стрелой (рис. 10) ЛА в носовой части удерживаются шарнирно-закрывающимися 2, а в кормовой части жесткими бандажами, исключающими его поперечное и осевое смещение. Затем стрела 3 устанавливается гидродомкратом 4 в вертикальное положение, а после закрепления ЛА на пусковом столе отводится от ЛА на небольшой угол. При «опрокидывании» ЛА устанавливается на ПУ с использованием портального установщика (рис. 11), который пристыковывается к одной стороне пускового стола. К другой – пристыковывается транспортная тележка 9 с ЛА. С помощью полиспастовой системы 6 ЛА устанавливается в вертикальное положение, при этом штанга 7 тележки входит в пазы портального крана, что предохраняет от опрокидывания тележки на него. Следует отметить, что схемы установки ЛА на ПУ достаточно разнообразны и их применение обусловлено как типом комплекса, так и особенностями ЛА.
Энергооборудование включает в себя силовое электрооборудование, различные преобразователи электрического тока, аккумуляторные станции. Это оборудование предназначено для питания инженерных сооружений, агрегатов наземных пультов и станций, создания микроклимата для специальных грузов.
Контрольно-испытательное оборудование, предназначенное для проведения автономных и комплексных проверок, обычно монтируется в виде пультов и специальных испытательных станций в кузове автомобиля. На технической позиции проводятся полные проверки по функционированию ЛА, на стартовой – только качественные проверки по принципу «исправно – неисправно».
Рассмотрим подготовку ЛА на технической позиции, которая может быть стационарной и подвижной, и может обслуживать нескольких стартовых позиций.
ЛА, прибывающие на техническую позицию, содержатся в режиме длительного хранения, когда заводская упаковка не нарушается, или промежуточной готовности (в собранном виде на механизированных стеллажах или открытой площадке под чехлами).
Подготовка ЛА состоит из сборки, проверки и контроля функционирования отдельных агрегатов. Сборка ЛА ведется на вертикальных или горизонтальных стапелях, обеспечивающих последовательную стыковку ступеней посредством стыковочно-монтажного оборудования. ЛА с твердотопливными двигателями полностью собираются на технической позиции, а ЛА с ЖРД и ВРД заправляются на стартовой позиции, при этом установка специальных грузов ведется тактике на стартовой позиции.
Проверка и контроль работоспособности агрегатов и систем ЛА проводится часто с использованием ЭВМ. За весь жизненный цикл ЛА (который может превышать 10 лет) проводится от 50 до 150 автономных (1 раз в месяц) и комплексных испытаний (1 раз в год). Цель проверок – установление соответствия технических характеристик и параметров агрегатов данным сертификата ЛА. При автономных испытаниях проверяются отдельные блоки и системы независимо друг от друга, при комплексных проверках испытываются все системы взаимосвязано, т. е. выполняются имитации команд предстартовой подготовки, пуска иуправления ЛА.
В связи со сложностью бортовых систем ЛА для их проверки требуется разнообразное оборудование и чем его больше, тем продолжительнее время проверок и ниже достоверность результатов. В последнее время широко применяются автоматизированные испытательные комплексы, которые представляют собой совокупность устройств восприятия информации, выполнения операций измерения, обработки и хранения результатов испытаний. АИК монтируется на базе многоцелевой управляющей вычислительной машины и включает в себя большое число разнообразных датчиков, реле, полупроводниковых коммутаторов, работающих по сигналам от блока программного управления по заданной программе. Использование АИК для предстартовых испытаний существенно повышает достоверность испытаний и снижает время проверки. Так, например, для БР, «Минитмен» и «Титан», по данным иностранной печати, проверка занимает менее 1 мин. После всех проверок технически исправный аппарат транспортируется на стартовую позицию.
В состав комплекса ЛА входят также средства радиоуправления и командный пункт, которые могут быть размещены на земле, корабле или самолете. Иногда для выработки команд управления ЛА используется информация, получаемая от искусственных спутников Земли.
Средства радиоуправления включают в себя линии связи, радиолокационные станции обнаружения и слежения за целью и наведения ЛА, вычислительные комплексы и другие устройства, применяемые для формирования управляющих команд.
В качестве основных элементов радиолокационных станции используются параболические антенны и антенны с фазированной решетками.

 

 

Р
Рис. 7 Стационарные ПУ наклонного старта контейнерного типа.

Рис. 8 Стационарные ПУ наклонного старта балочного типа.

 

Рис. 9 Переносимые ПУ.

 

Рис. 10 “Вывешивание” ЛА с помощью лафетного установщика с подъемной стрелой .

 

 

Характеристики летательных аппаратов в составе большой технической системы: 2 комментария

  • 09.02.2010 в 22:03
    Permalink

    Отсутствует ссылка на полный текст.

    Ответ
  • 10.05.2011 в 19:35
    Permalink

    Здраствуйте)
    Не желаете обменяться ссылками?

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest