Главная » Лекции по » Экономике » ТЕМА 11. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

ТЕМА 11. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

ТЕМА 11. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

11.1. Государственные финансы и государственный бюджет. Принципы бюджетно-финансовой политики.

11.2. Налоговая система и бюджетно-налоговая политика государства. ТЕМА: МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

 

ТЕМА 10. МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

10.1. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение»

10.2. Модель «Совокупные расходы – совокупный продукт».

 

10.1. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение».

Совокупный спрос – это все реальные объемы внутреннего производства, которые все потребители в национальной экономике (домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир) готовы и могут приобрести при каждом из возможных уровней цен в определенный период времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер, что отражает обратную взаимосвязь между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Обратная взаимосвязь между уровнем цен и величиной совокупного спроса объясняется в свою очередь эффектом богатства, эффектом процентной ставки и эффектом импортных закупок.

Эффект богатства заключатся в том, что при повышении общего уровня цен обесценивается такой элемент богатства семьи,  как финансовые активы (наличность, вклады, облигации), в результате домохозяйства больше сберегают, меньше тратят, и, как следствие, величина совокупного спроса сокращается.

Эффект процентной ставки заключается в том, что при повышении общего уровня цен возрастает спрос на деньги, что при неизменном денежной массе ведет к увеличению процентной ставки, что вызывает сокращение инвестиционных расходов и потребительских расходов, основанных на использовании кредитных средств.

Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении общего уровня цен отечественные товары становятся дороже относительно импортных, поэтому величина совокупного спроса сокращается.

Факторы, влияющие на совокупный спрос (сдвигающие кривую совокупного спроса):

1) изменения в потребительских расходах (благосостояние домохозяйств, задолженность, индивидуальные налоги, ожидания потребителей по поводу цен и доходов);

2) изменения в инвестиционных расходах (изменение процентной ставки, ожидаемая норма прибыли, налоги, технологии и т.д.);

3) изменение в государственных расходах;

4) изменения в чистом экспорте (изменение национального дохода в других странах, курс национальной валюты). Сдвиг кривой совокупного спроса вправо означает увеличение совокупного спроса, влево – его уменьшение.

Совокупное предложение – это все возможные реальные объемы внутреннего производства, которые все производители в национальной экономике могут и готовы предложить при каждом из возможных уровней цен в определенный период времени. В современной экономической теории выделяется три отрезка кривой AS. На горизонтальном отрезке ab (кейнсианском) изменение в объеме реального внутреннего производства осуществляется при неизменном уровне цен. На промежуточном отрезке bc увеличение реального ВВП сопровождается ростом уровня цен. На вертикальном (классическом) отрезке cd  повышается только уровень цен, а реальный ВВП остается неизменным. Реальный объем производства, соответствующий вертикальному отрезку, характеризует полную занятость ресурсов .

Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос, испытывает на себе влияние неценовых факторов, что графически иллюстрируется сдвигом кривой AS. К таким факторам относятся: а) уровень цен на производственные ресурсы; б) степень монополизации экономики; в) производительность ресурсов; г) правовые нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение совокупного предложения характеризуется сдвигом кривой AS вправо от AS0 к AS1, сокращение совокупного предложения – сдвигом кривой AS влево от AS0 к AS2 (рис.11-4).

Макроэкономическое равновесие устанавливается, когда объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения при определенном уровне цен; на графике макроэкономическое равновесие соответствует точке пересечения кривых AD и AS (рис.11-5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10.2. Модель «Совокупные расходы – совокупный продукт».

В экономической литературе существуют различные представления относительно общей модели макроэкономического равновесия. Классическая теория занятости основывается на законе Сэя: предложение рождает спрос, то есть при производстве и продаже любого товара автоматически создается и распределяется доход, в точности достаточный для его покупки. По мнению классиков, рыночной экономике присущи следующие черты:

1)     сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения на уровне полной занятости производственных ресурсов (макроэкономическое равновесие на вертикальной кривой AS);

2)     равенство сбережений и инвестиций;

3)     абсолютная эластичность заработной платы и цен.

Согласно кейнсианской теории занятости

1)     макроэкономическое равновесие может существовать в условиях неполной занятости ресурсов, отсюда необходимость государственного вмешательства (равновесие на горизонтальном отрезке кривой AS);

2)     экономический рост определяется эффективным спросом: прирост совокупных расходов приводит к кратному увеличению совокупных производства и доходов;

3)     сбережения не равны инвестициям;

4)     заработная плата и цены являются неэластичными в краткосрочном периоде в сторону понижения (²эффект храповика²).

Рассмотрим модель ²совокупные расходы – совокупный продукт».

Совокупные расходы (АЕ) –  это расходы всех макроэкономических субъектов в экономике на покупку ВВП страны, в том числе:

1) потребительские расходы домохозяйств (С);

2) валовые внутренние инвестиции (Ig);

3) государственные  закупки  товаров и услуг (G);

4) чистый экспорт (NX).

 AE = C + Ig + G + NX.

Для потребительских расходов степень зависимости от величины личного располагаемого дохода (DI) как части ВВП наиболее высока. Потребление задается функцией

C = C0 + k × DI ,

где C0 - автономное потребление, существующее  даже при нулевом доходе (например, за счет займов);

k - числовой коэффициент, равный предельной склонности к потреблению (МРС).

МРС показывает, какая доля прироста дохода будет  использоваться на покупку товаров и услуг.

MPC = ∆С / ∆DI , при этом MPC + MPS = 1,

где MPS- предельная склонность к сбережениям.

Средняя склонность к потреблению рассчитывается следующим образом:

АPC = С / DI , при этом АPC + АPS = 1,

где АPS- предельная склонность к сбережениям.

Уравнение равновесия в этой модели выглядит следующим образом:

ВВП= C + Ig + G + NX.

Полученное уравнение макроэкономического равновесия иллюстрируется графиком, который называют  ²кейнсианским  крестом²  (рис.11-6).

В соответствии с моделью для увеличения увеличить ВВП и занятости ресурсов, правительство должно: 1) стимулировать инвестиции (Ig); 2) увеличивать государственные расходы (G); 3) увеличивать чистый экспорт (NХ).  В результате равновесный уровень ВВП будет расти от ВВП1 до ВВП4.

Рассматриваемая модель иллюстрирует также явление, которое называют эффектом мультипликатора.

Эффект мультипликатора заключается в том, что рост автономных (не зависящих от ВВП) расходов приводит к кратному увеличению равновесного ВВП, кратность равна величине мультипликатора:

Таким образом, чем меньше доля дохода, идущая на сбережения, тем больше расходы в каждом цикле и тем выше мультипликатор. Существование мультипликатора логически обосновывается двумя факторами: 1) потоки доходов и расходов в экономике непрерывны: деньги, потраченные одним субъектом экономической деятельности, другой получает в виде дохода; 2) любое изменение дохода вызывает изменение как в потреблении, так и в сбережениях.

²Парадокс бережливости² состоит в том, что увеличение сбережений на макроуровне (повышение MPS) может препятствовать экономическому росту. Действительно, ²кейнсианский крест² показывает, что увеличение cбережений и соответственно сокращение потребительских расходов уменьшает равновесный уровень ВВП. Механизм этого явления прост: сокращение потребления вызовет затоваривание складов непроданными товарами, сокращение доходов предпринимателей приведет к свертыванию инвестиций и сокращению производства.

ТЕМА 11. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: 1 комментарий

  • 24.11.2010 в 13:23
    Permalink

    Что-то не вижу форму обратной связи или другие координаты администрации блога.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest