Педагогическая психология. Предмет, задачи, методы.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студен-тов средних пед.учебных заведений. – М.: Издательский центр “Ака-демия”, 1998.
3. Давыдов В.В. Психология обучения. – М.: Просвещение, 1990.
4. Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965.
5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – 1987.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студен-тов средних пед.учебных заведений. – М.: Издательский центр “Ака-демия”, 1998.
3. Давыдов В.В. Психология обучения. – М.: Просвещение, 1990.
4. Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965.
5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – 1987.
Содержание
Тема 1.1. Предмет, задачи, методы и структура педагогической психологии.
Тема 1.2. Исторический очерк становления и разви-тия педагогической психологии.
Раздел 2. Теоретические вопросы психологии обучения.
Раздел 3. Теоретические вопросы психологии воспитания.
Раздел 4. Вопросы психологии труда учителя
Барьеры общения и качество личности важное для общения.
Коммуникативные навыки и их характер.
Анализ категории взаимодействия на уроке по Фландерсу.
Эффективность труда учителя, причины педагогических затрудне-ний.
Конфликтные педагогические ситуации и стратегии поведения в кон-фликте.
Структура педагогических способностей, индивидуальный стиль пе-дагогической деятельности.
Проблема сохранения психологического и физического здоровья пре-подавателя.
Установление дисциплины в классе. Причины нарушения дисцип-лины и стратегии их предотвращения.
Экстренные меры педагогического воздействия на нарушителя дис-циплины.
Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.
Тема 1.1. Предмет, задачи, методы и структура педагогической психологии.
Педагогическая психология является сравнительно молодой нау-кой (пед.психология развивалась в тесном единстве со всеми науками психологического цикла, прежде всего с возрастной психологией), по-этому нет единого определения.
1) Пед.психология изучает психологические закономерности процесса обучения, воспитания и психологию педагогической деятельности учителя.
2) Пед.психология должна изучать психологические закономерности процесса обучения (И.А. Зимняя)
3) Пед.психология – отрасль психологии как науки, которая изучает за-кономерности обучения и воспитания, психологию учителя.
Предметом пед.психологии (т.е. то, что она изучает) являются механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе и вызываемые этим процессом изме-нения на уровне интеллектуального и личностного развития человека.
Структура пед.психологии (в зависимости от изучаемых разде-лов):
1. Психология обучения: изучает различные аспекты, условия реализации обучения, развития и воспитания;
2. Психология воспитания: самая слаборазвитая часть пед.психологии, предмет изучения личность, коллектив;
3. Психология учителя: исследует педагогическую деятельность (струк-тура, психологические основы, стили).
В зависимости от сферы применения:
1. Психология дошкольного обучения и воспитания;
2. Психология обучения и воспитания школьника (при подразде-лении на младший, средний и старший школьный возраст);
3. Психология высшей школы;
4. психология профессионально-технического образования;
5. Психология обучения взрослых
Задачи пед.психологии:
1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспиты-вающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающи-мися социокультурного опыта, его сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях.
3. Определение связи между уровнем интеллектуального/личностного развития обучающегося и формами/методами педагогического воз-действия.
4. Определение особенностей организации учебной деятельности и влияние этого процесса на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся.
5. Изучение психологических основ деятельности педагога, его инди-видуально-психологических и профессиональных качеств.
Связь пед.психологии с другими науками
Пед.психология связана с педагогикой (педагогика – наука, изу-чающая сущность, цели и закономерности воспитания и обучения, а пед.психология изучает как происходит психическое развитие ребенка в процессе обучения и воспитания); также пед.психология связана с общей психологией (общая психология изучает психические функции — вос-приятие, мышление, речь, память, внимание, воображение, а пед.психология показывает как психические функции изменяются под влиянием обучения, воспитания и личности учителя); пед.психология связана с возрастной психологией, т.к. изменения в личности ребенка, происходящие в процессе обучения и воспитания напрямую зависят от его возрастных особенностей; пед.психология связана с социальной пси-хологией, которая показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы дет-ского сада, школьного класса, подростковых компаний). Пед.психология связана с естественными науками: анатомией, физиологией и медициной (существуют половозрастные, конституционные и нейродинамические (подвижность нервных процессов) свойства личности, которые педагогу нужно учитывать для правильной организации обучения и воспитания.
Основные термины:
Самое широкое понятие – учебная деятельность (учебный про-цесс) – совместная деятельность учителя и учащегося; усвоение – про-цесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный; учение – деятельность ученика, включенного в учебный процесс, специ-ально организованный учителем; обучение – деятельность учителя в учебном процессе; формирование – деятельность учителя, связанная с организацией усвоения определенных элементов социального опыта уче-ником. Используется так же термин научение – аналог той деятельности, которую мы называем учением у человека, у животных называем учени-ем.
Принципы педагогической психологии
Принцип в переводе с латинского (principium) означает исходное по¬ложение, начало, основу чего-либо — науки, теории, учения. Такими принципами в педагогической психологии являются:
1. Детерминизм, или причинная обусловленность психических яв-лений.
Принцип детерминизма означает закономерную и необходимую за¬висимость психических явлений от порождающих их факторов. Каждое из таких явлении имеет причину и следствие, а отдельные ком¬поненты зависят от свойств целого явления.…и.т.д.
Скачать полную версию работы можно по ссылке…
Скачать полную версию работы
Педагогическая психология. Предмет, задачи, методы.: 1 комментарий