ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1.1. Предмет, функции и методы экономической теории.
1.2. Основные проблемы экономики: структура экономики, эффективность и благосостояние.
1. Предмет, функции и методы экономической теории.
Экономическая теория — одна из наук об обществе. Термин \»экономия\» впервые предложен древнегреческим мыслителем Ксенофонтом. Встречается он и работах Аристотеля (IV в. до н. э.), которого иногда называют \»отцом\» экономической науки. В переводе с греческого экономика означает \»домоводство, законы ведения домашнего хозяйства\» (\»ойкос\» — домохозяйство, \»номос\» — закон). Под экономикой Аристотель понимал производство с целью потребления, самообеспечения. Он отрицательно относился к хозяйствованию с целью наживы, обогащения, в том числе ростовщической, торговой деятельности, называя их хрематистикой.
ТЕМА 1.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1.1. Предмет, функции
и методы экономической теории.
1.2.
Основные проблемы экономики: структура экономики, эффективность и
благосостояние.
1. Предмет,
функции и методы экономической теории.
Экономическая
теория - одна из наук об
обществе. Термин "экономия" впервые предложен
древнегреческим мыслителем
Ксенофонтом. Встречается он и
работах Аристотеля (IV в. до н. э.),
которого иногда называют "отцом" экономической науки. В переводе с
греческого экономика означает
"домоводство, законы ведения домашнего хозяйства" ("ойкос"
- домохозяйство, "номос" - закон). Под экономикой Аристотель понимал производство с целью
потребления, самообеспечения. Он
отрицательно относился к хозяйствованию с
целью наживы, обогащения, в том числе ростовщической, торговой
деятельности, называя их хрематистикой.
В средневековом феодальном обществе все экономические вопросы
трактуются в этот период с позиций священного писания. Христианские мыслители
затрагивали экономические проблемы лишь для того, чтобы определить достойный
"праведного христианина" образ действий в различных ситуациях.
Например, церковь запрещала в принципе ростовщичество, поскольку ростовщик получает
плату за то, что ему не принадлежит - за время, созданное богом.
Как самостоятельная наука экономическая теория сложилась в период
становления капитализма, в XVI-XVIII вв.
Термин "политическая экономия"
был введен французским мыслителем
Антуаном де Монкретьеном. В 1615 г. он опубликовал "Трактат политической
экономии". "Политический" означает "государственный" (от греч.
"полития" - государство).
Представители первой экономической школы - меркантилизма (А.Серра, Т. Мен, С.
Фортрей) - предметом своего изучения считала обмен, торговлю, которая была, по
мнению меркантилистов, единственным источником богатства.
Позже в
XVII-XVIII вв. сложилась классическая школа политической экономии (во Франции -
Ф. Кенэ, А. Тюрго, в Англии – У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо), предметом
исследования которой стала сфера материального производства.
К. Маркс и
другие представители марксистской теории XIX в. изучали уже не процесс создания
богатства, а взаимоотношения основных социальных групп - наемных рабочих
(эксплуатируемых) и капиталистов (эксплуататоров).
В конце XIX - начале XX вв. разработка общих принципов экономической
теории сменяется исследованием различных конкретных экономических проблем, все
большее распространение получает количественный анализ, основанный на
применении математических методов. Термин "политическая экономия" (political
economy) постепенно выходит из широкого употребления, сменяясь термином "экономикс" (economics). Возникновение этого термина связано с
именем выдающегося английского экономиста А. Маршалла, опубликовавшего в 1890
г. свой главный труд "Принципы экономической науки".
В середине XX
в. под влиянием идей великого английского экономиста Дж. М. Кейнса, которого
принято считать основателем макроэкономики, (1936г. «Общая теория занятости,
процента и денег») усиливается внимание к изучению роли государства в рыночном
хозяйстве. По вопросу объемов, форм, методов государственного регулирования
рыночного хозяйства - главный вопрос, по поводу которого во второй половине XX
в. идет постоянная полемика между представителями неоклассического
направления и неокейнсианства -- основных
современных течений экономической теории.
В современной экономической
теории существует два подхода к определению ее предмета:
1) экономическая теория изучает экономические
(производственные) отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства,
распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Подобного рода
подход к предмету экономики характерен
не только для марксизма, но и для
такого современного течения экономической мысли Запада, как институционализм;
2) экономикс
(теория современного рыночного хозяйства) изучает наиболее эффективные пути
использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения
безграничных потребностей людей.
Эти подходы дополняют друг друга. Первое определение
подчеркивает, что предмет экономической теории - это отношения между людьми по
поводу производства благ. Второе раскрывает конечную цель производства -
максимальное удовлетворение безграничных потребностей людей и способы
достижения этой цели - эффективное распределение и использование ограниченных
ресурсов.
Современная
экономическая теория делится на два основных раздела:
1.
Микроэкономика изучает экономические
отношения на уровне домохозяйств, отдельных фирм, между производителями и
потребителями на отдельных рынках товаров и услуг.
2. Макроэкономика изучает национальное хозяйство в целом, а
также мировое хозяйство.
Экономическая
теория выполняет следующие функции:
1.
Познавательная функция. Экономическая теория помогает понять, обобщить и
сформулировать основные закономерности функционирования и развития экономики. Экономические законы - это устойчивые,
существенные, постоянно повторяющиеся, причинно-следственные связи между
экономическими процессами и явлениями.
Примерами экономических законов являются закон спроса, закон предложения и т.д.
Экономические законы в отличие от юридических действуют независимо от воли и
сознания людей, отражая существующие экономические отношения.
2. Практическая
(конструктивная) функция. Экономические знания помогают принимать оптимальные
решения в различных конкретных хозяйственных и житейских ситуациях всем
субъектам экономических отношений: домохозяйствам (семьям), фирмам,
государству, а также прогнозировать экономические процессы.
Знание экономической теории позволяет разработать
научно обоснованную экономическую политику государства – систему мер,
направленную на обеспечение экономического роста и социальной стабильности.
3. Идеологическая
(критическая) функция. Экономическая теория, будучи наукой общественной не
только отражает существующий порядок вещей, но и дает ему определенную оценку,
тем самым способствует формированию определенного мировоззрения. Например,
меркантилизм выражал интересы торгового капитала, купечества, классическая
политэкономия - интересы буржуазии, марксизм –
интересы рабочего класса (пролетариата),
4. Методологическая функция. Экономическая
теория служит теоретической базой для развития более конкретных практических
экономических дисциплин, таких, например, как маркетинг, менеджмент и др.
Исходя из
функций экономической теории, выделяют позитивные и нормативные положения.
Позитивные положения отражают конкретные факты, сложившуюся экономическую
ситуацию. Например: "Увеличены таможенные пошлины на импортные
автомобили". Или «Уровень инфляции за последний месяц составил 2%».
Нормативные положения представляют собой субъективные оценки, прогнозы,
сценарии возможного экономического развития. Например: "Увеличение
таможенных пошлин на импортные автомобили будет способствовать развитию отечественного
автомобилестроения». «Невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы
позволяет снизить темпы инфляции».
Если предмет экономической теории отвечает на
вопрос, "что" изучает эта наука, то ее методы показывают,
"как" она изучает свой предмет.
Экономическая наука пользуется формально-логическими (формальная логика – изучение мысли с позиций
структуры, формы) методами, общими для всех наук, в их числе методом
абстракции, сочетанием анализа (разделение целого на части) и синтеза
(соединение частей в целое), индукции (от частного к общему) и дедукции (от
общего к частному), методами сравнения (метод, определяющий сходство и различия
явлений и процессов) и аналогии (перенесение свойств известного явления на
неизвестное).
Использование
метода абстракции (обобщения) позволяет сформулировать экономические категории - научные понятия, характеризующие
сущность, важнейшие стороны экономических явлений (цена, конкуренция, спрос,
инфляция, безработица, экономический рост, структура экономики и т.д.).
Помимо формально-логических методов, экономисты, как и
представители других общественных наук, широко используют диалектический подход, который предполагает изучение экономических явлений и процессов в
их взаимосвязи и развитии.
Важнейшими
диалектическими приёмами являются:
1) восхождение
от абстрактного к конкретному (раскрытие системы экономических отношений от
простейших, сущностных элементов до реальной хозяйственной практики в ее
многообразии);
2) единство
исторического и логического (исследование закономерностей развития экономических отношений через
конкретные исторические события, которые очищаются от случайного, второстепенного).
Развитие экономикс с начала ХХ века характеризуется
усилением роли такого метода как экономико-математическое
моделирование.
Экономическая
модель – это формализованное (в виде системы уравнений, графика или схемы)
описание экономического процесса или явления, отражающее главные его
характеристики (например, кривая производственных возможностей).
Экономисты используют также методы экономическое экспериментирование. Экономическое экспериментирование - это
искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью
достижения ожидаемых результатов.
Например, экономические эксперименты на микроуровне – это новые системы
организации труда и оплаты труда Ф. Тейлора, Генри Форда, попытки внедрения
хозрасчета, бригадного подряда в СССР,
"кружки качества" в Японии и т.д. Если эксперимент оказывается
удачным, то он становится повседневной, хозяйственной практикой.
Экономическое
экспериментирование на макроуровне (уровне отдельного государства или группы
государств) практически сливается с государственной экономической политикой,
которая заключается в том, чтобы
сознательно воздействовать на хозяйство, стимулируя полезные для общества
изменения. Например, «шоковая терапия» Е. Гайдара.
1.2. Основные проблемы
экономики: структура экономики, эффективность и благосостояние.
В любом обществе необходимо решать четыре основные экономические проблемы:
Первая - "Что производить?" (Какие блага и в каком
количестве?)
Вторая - "Как
производить?" (По какой технологии и организации производства? С какими
затратами?)
Третья - "Для кого производить?" (Кому достанутся
произведённые блага?)
Четвертая – «Способна ли система к адаптации, изменению, развитию»?
Экономическая теория раскрывает содержание этих проблем в
различных типах хозяйства и способы (методы) их решения.
Потребности - это необходимость, нужда человека в
определенных условиях жизни.
В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы:
1)
элементарные потребности (в пище, одежде, жилье);
2) потребности в общих условиях
жизни (в здоровье, образовании,
культуре, в перемещении в пространстве,
в личной безопасности);
3) потребности в деятельности
(в труде, семейно-бытовой деятельности, в досуге).
Благосостояние характеризует
степень удовлетворения и развития потребностей отдельного человека, семьи,
нации в целом.
Как питается человек, обут, одет, каковы его жилищные
условия, обеспеченность товарами длительного пользования - все эти показатели
раскрывают степень удовлетворения элементарных потребностей.
Доступность социальной услуги, ее качество, платная, льготная
или бесплатная основа предоставления, число людей, пользующихся данной
социальной услугой - вот основные показатели, которые характеризуют роль
отраслей социальной инфраструктуры в удовлетворении и развитии потребностей в
общих условиях жизни.
К числу показателей, характеризующих удовлетворение и
развитие потребностей в деятельности, относятся:
1) мотивация действий человека, т. е. мотивы,
которые побуждают человека к данному виду деятельности;
2) затраты времени на каждую из форм
деятельности;
3) содержание деятельности, которое раскрывается
в структуре функций, видах занятий (табл. 1-1).
Рассмотрим,
например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения
и развития потребности в труде.
Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2)
интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) стать богатым,
5) быть хозяином, собственником, участвовать в управлении производством, в
распределении прибыли; 6) стремление принести пользу организации, общине,
своему народу, всему человечеству.
К обобщающим показателям благосостояния нации относятся:
1)
средняя ожидаемая продолжительность жизни.
2)
уровень образования взрослого населения.
3)
ВВП - валовой внутренний продукт (рыночная стоимость
произведенных в пределах территории страны за год готовых товаров и услуг, не требующих доработки и переработки).
Таблица 1-1
ПОТРЕБНОСТИ И
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Структура
потребностей |
Основные
показатели благосостояния |
Элементарные потребности -
Потребности в пище -
Потребности в одежде -
Потребности в жилье |
- Средняя
продолжительность предстоящей жизни - Среднедушевой
семейный доход - Богатство
семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы) - Объем
и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных
товаров кратковременного пользования, услуг - Обеспеченность жильем, его комфортность |
Потребности в общих условиях жизни -
Потребность в здоровье - Потребность в образовании и культуре -
Потребности в передвижении в пространстве -
Потребности в личной безопасности |
-
Показатели развития материальной базы
отраслей социальной инфраструктуры -
Контингент обслуживаемого населения |
Потребности
в деятельности -
потребность в трудe -
потребность в семейно- -
бытовой
деятельности -
потребность в досуге |
-
Наличие работы, содержание и
условия труда -
Продолжительность, интенсивность
труда трудовая мотивация и
удовлетворенность трудом -
Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми -
Структура видов домашнего труда -
Мотивация семейно-бытовой деятельности
и удовлетворенность ею -
Продолжительность и структура
досуга (свободного времени) -
Мотивация досуга и удовлетворенность им |
Эти три показателя используются для расчета индекса развития
человеческого потенциала (ИРЧП) в стране, показателя, который характеризует и
уровень благосостояния нации, и трудовой потенциал страны.
В 2000 г. и 2001 г.
Россия в рейтинге ООН по ИЧРП поднялась сначала на 62-е, затем на 55-е
место и по-прежнему уступает Белоруссии, прибалтийским странам, Чехии, Польше.
Лидирующие позиции занимают Канада, Норвегия, США. Наибольшее отставание от
стран-лидеров наблюдается по показателю ВВП в расчете на душу населения и
ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. В РФ ВВП в расчете на душу составляет порядка 4300 долл., а в США, для
сравнения, 29000 долл., в Японии – 24400 долл.
Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении в России
составляет около 65 лет, а в США и Японии порядка 76 и 80 лет соответственно. Лишь по показателю
доступности образования Россия остается в группе высокоразвитых стран.
Все, что
удовлетворяет потребности людей, называется благами. Экономические блага - это
блага, которые имеются в ограниченном количестве и по поводу которых
возникают отношения присвоения (отношение как к своему) или отношения
отчуждения (отношение как к чужому). Благами могут быть как материальные
объекты (товары) (яблоки, одежда, книги, машины), так и нематериальные (услуги)
(прочитанная лекция, услуги юриста, совет врача).
В
зависимости от типа потребления выделяют потребительские товары и инвестиционные товары. Потребительские
товары идут в личное потребление, т.е. используются непосредственно для
удовлетворения потребностей семей, индивидов.
Инвестиционные товары направляются в производственное потребление для
производства новых потребительских и инвестиционных товаров.
В
современном рыночном хозяйстве выделяют рыночные товары, общественные блага,
квазиобщественные блага. Экономическое благо, произведенное для обмена,
купли-продажи, называется рыночным товаром. Рыночные товары делимы,
т.е. они имеют небольшие размеры и доступны индивидуальному потребителю. В их
отношении действует принцип исключения, который состоит в том, что те,
кто не заплатил за данный товар, исключаются из числа потребителей (хлеб,
молоко, билет в театр).
Общественные блага неделимы, они настолько крупны, что не могут быть
проданы отдельному покупателю. К ним не применим принцип исключения, ими могут пользоваться
все члены общества. Спрос на общественные блага занижен или отсутствует.
Решение о производстве общественных благ принимает парламент, а средства
выделяются из государственного бюджета, так как
они приносят существенные выгоды обществу в целом.(уличное освещение,
светофоры, армия, милиция и т.д.).
Квазиобщественные блага – товары или
услуги, сочетающие признаки рыночных товаров и общественных благ. К ним может
быть применим принцип исключения, но они обеспечивают такие большие выгоды для
общества, что правительство финансирует их производство (здравоохранение,
образование и т.д.).
Для производства экономических благ необходимы ресурсы
(факторы производства).
Ресурсы (факторы
производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары
и услуги.
Выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.
Труд
(человеческие ресурсы) - это физические и умственные способности, а также
умения, навыки и желание работника использовать свои способности. Особенность
человеческого фактора производства заключается в том, что работник является
одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага
для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к
труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование,
квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются
показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.
Земля - так
называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят
плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца,
воду рек, морей и океанов, воздух и т. д.
Капитал - это все
созданные, обработанные, переработанные людьми средства для производства благ
(машины, оборудование, здания, сооружения, сырье, энергия и т. д.). В данном
случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие
финансовые активы сюда не включаются.
Предпринимательский
(организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием
всех остальных ресурсов, постоянно осуществлять нововведения, все новое в
технике технологии, организации производства, брать на себя риск и
ответственность.
В наши дни выделяют еще один фактор производства под
названием информация
- данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как
правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров).
Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко
используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят
материально-вещественную часть ресурсов (по ранее предложенной классификации -
это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда
многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним
относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т. п. Предметы труда (сырье,
материалы, и т. п.), расходуются в одном производственном процессе.
Для анализа использования ресурсов в процессе производства
применяется система показателей эффекта и эффективности.
Эффект - конечный
результат производства. Различают экономический эффект (результат производства
как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние
населения).
Под экономической эффективностью понимают
соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система
показателей экономической эффективности производства включает в себя три
основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу
(табл. 1-2). Они характеризуют соответственно эффективность использования
рабочей силы, средств и предметов труда.
Таблица 1-2
Основные
показатели экономической эффективности
Факторы производства |
Показатели эффективности использования ресурсов |
Формула расчёта |
Трудовые |
Производительность труда |
Экономический
эффект |
Средства
труда |
Фондоотдача |
Экономический
эффект Средства
труда |
Предметы труда |
Материалоотдача |
Экономический
эффект |
Эффективность использования трудовых ресурсов измеряется производительностью
труда - выработкой продукции на одного работника или в единицу
времени. Другой показатель - фондоотдача, т.е. выработка продукции на
единицу средств труда. Наконец, эффективность использования предметов труда
измеряется материалоотдачей
- выработкой продукции на единицу затраченных предметов труда. Эффективность
использования предпринимательского таланта определяется нормой прибыли,
рентабельностью, которая характеризует долю прибыли в объеме продаж фирмы,
организации.
Проблема экономического выбора производства определенного
набора благ в условиях ограниченности ресурсов раскрывает учебная модель,
которую называют кривая производственных возможностей - КПВ.
Эта учебная
модель базируется на следующих допущениях:
1.
В экономике производятся только два товара или две
группы товаров;
2.
Количество и качество ресурсов неизменно;
3.
Эффективность использования ресурсов неизменна;
4.
Все ресурсы используются полностью.
Предположим (табл. 1-3), что в экономике имеются 4 варианта -
А, В, С, Д - распределения ограниченных ресурсов для производства 2-х товаров:
ракет и жилья. Можно построить 10 млн. кв. м жилья и не делать ракеты (производственная альтернатива А). Если
же перейти от производственной
альтернативы А к В и начать производство 1 тыс. ракет, то придется
отказаться от 1 млн. кв. м жилой площади, сократив строительства жилья с 10 до
9 млн. кв. м.
Таблица 1-3
ПРОИЗВОДСТВЕНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Товары |
Производственные альтернативы |
||||
А |
В |
С |
Д |
Е |
|
Ракеты, тыс. ед. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Жилье, млн. кв. м |
10 |
9 |
7 |
4 |
0 |
Альтернативные издержки
увеличения производства ракет - млн.
кв. м жилья |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
При
увеличении производства ракет с одной до двух тысяч штук придется отказаться от
2 млн. кв. м жилья, сократив его производство с 9 до 7 млн. кв. м
(производственная альтернатива С) и т.д.
Используем данные таблицы 1-2 для построения КПВ. На оси x графика
расположим производство ракет, тыс. ед., а на оси y -
производство жилья, млн. кв. м. Найдем точки А, В, С, Д, Е на графике и,
соединив их, получим КПВ (рис. 1-1).
Кривая
производственных возможностей - это
множество точек, каждая из которых соответствует возможной комбинации
одновременного производства двух альтернативных благ при полном и наилучшем
использовании всех ресурсов.
Выбор производственной альтернативы базируется на принципе
альтернативных издержек. Альтернативные издержки - это наилучшая упущенная или потенциальная выгода,
от которой отказываются при выборе производственной альтернативы.
Любая точка, расположенная слева от кривой (например, G),
обозначает производство такой комбинации двух благ, при которой ресурсы
используются не полностью. Любая точка, расположенная справа от кривой
производственных возможностей (например, точка F), обозначает такую комбинацию
производимых благ, которая при данном ресурсном потенциале в принципе
недостижима.
Кривая производственных возможностей изменяет своё положение
с увеличением (или уменьшением) ресурсов, изменением эффективности. Когда
происходит экономический
рост - увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), кривая
сдвигается вправо; когда же в экономике уменьшается, количество и качество
ресурсов, снижается эффективность их использования, то кривая сдвигается влево.
Таким образом, распределение ограниченных ресурсов для
удовлетворения безграничных потребностей людей, которые в каждый данный момент
опережают возможности производства, приводит к формированию определенной
структуры экономики.
Структура экономики - это
строение экономики, соотношение ее отраслей, которое показывает, как
распределены ограниченные ресурсы в национальной экономике. В структуре
современной экономики выделяют следующие основные отрасли: сельское хозяйство,
строительство, промышленность, транспорт и коммуникации, сферу услуг.
Структура экономики, эффективность и благосостояние находятся
в тесной взаимосвязи. Прогрессивные структурные сдвиги в экономике происходят
под влиянием роста эффективности производства и благосостояния населения. Так,
в высокоразвитых странах опережающими темпами по сравнению с промышленностью,
сельским хозяйством, строительством развивается сфера услуг. Совершенствование
структуры экономики, в свою очередь, способствует росту эффективности
(например, появление отраслей, производств, создающих новую технику, новые
материалы) и повышению благосостояния (расширение ассортимента, изменение
структуры, рост качества потребительских товаров и услуг).
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: Основные
экономические проблемы общества - что производить? как производить? для кого
производить? Способна ли система к изменениям? – можно переформулировать
следующим образом:
1.
Какой
должна быть оптимальная структура экономики?
2.
Как
добиться эффективности?
3.
Как
обеспечить благосостояние населения?
4.
Как
обеспечить непрерывное развитие?
Эти
основные проблемы и изучает экономическая теория.