Главная » Лекции по » Экологии » Лекция 1. Краткая история и предмет экологии.

Лекция 1. Краткая история и предмет экологии.

Лекция 1.
Краткая история и предмет экологии.

Экология — это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с ок-ружающей средой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функцио-нировании этих систем.
Термин \»экология\» был впервые введен немецким биологом Эрнстом Гекке-лем в 1869 г.; он образован из двух греческих слов: oikos, что значит дом или жили-ще, и logos — изучение или наука. Таким образом, буквально \»экология\» означает не-что вроде науки о \»природном доме\», о всех его обитателях, о совокупности и харак-тере связей между организмами и окружающей их физической средой, а также тех функциональных процессах, которые делают этот дом пригодным для жизни…….Лекция 1.
Краткая история и предмет экологии.

Экология — это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с ок-ружающей средой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функцио-нировании этих систем.
Термин \»экология\» был впервые введен немецким биологом Эрнстом Гекке-лем в 1869 г.; он образован из двух греческих слов: oikos, что значит дом или жили-ще, и logos — изучение или наука. Таким образом, буквально \»экология\» означает не-что вроде науки о \»природном доме\», о всех его обитателях, о совокупности и харак-тере связей между организмами и окружающей их физической средой, а также тех функциональных процессах, которые делают этот дом пригодным для жизни.
Своими корнями экология уходит в биологические науки; как самостоятельная естественнонаучная дисциплина она выделилась только с начала ХХ в., после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об осо-бенностях их образа жизни. Возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определен-ным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения. Взаимоотношения экологии с другими биологическими науками представлены на рис. 1.1, где показано, что живые организмы можно изучать на разных уровнях орга-низации. С середины пятидесятых годов ее значение и сферы приложения стали значительно расширяться, и современную экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область, развивающуюся на стыке физики, химии, биологии, почвоведения, гидрологии, а также различных социальных дисциплин.
Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обо-собление представляет собой естественный этап роста научных знаний о природе. Выделившись в системе других естественных наук, экология и сейчас продолжает развиваться, обогащая свое содержание и расширяя задачи. Современная экология является теоретической основой рационального природопользования, ей принадле-жит ведущая роль в разработке стратегии взаимоотношений природы и человече-ского общества.
Накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось очень давно. Первые попытки обобщения этих сведений мы встречаем в трудах античных философов. Аристотель (384-322 до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении, например о миграциях и зимней спячке рыб, перелетах птиц, строительной деятельности животных, паразитизме кукушки, способе самозащиты у каракатицы и т. д. Ученик Аристотеля, \»отец ботаники\» Теофраст Эрезийский (371-280 до н. э.) привел сведения о своеобразии растений в разных условиях, зависимости их формы и особенностей роста от почвы и климата.
В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством бо-гословия и схоластики.
Великие географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран послужили толчком к развитию систематики. Описание растений и животных, их внешнего и внутреннего строения, разнообразия форм — главное содержание биологической науки на ранних этапах ее развития. Первые систематики — А.Цезальпин (1519-1603), Д.Рей (1623-1705), Ж.Турнефор (1656-1708) и другие сообщали и о зависимости растений от условий произрастания или возделывания, о местах их обитания и т. п. Сведения о поведении, по-вадках, образе жизни животных, которыми сопровождалось описание их строения, называли \»историей\» жизни животных.
В XVII-XVIII вв. экологические сведения составляли нередко значительную часть в работах, посвященных отдельным группам живых организмов, например в трудах А.Реомюра о насекомых (1734), Л.Трамбле о гидрах и мшанках (1744), или в описаниях пу-тешествий, предпринимаемых натуралистами.
Много путешествий по неизведанным краям России было организовано в XVIII в. В трудах С.Л.Крашенинникова, И.И.Лепехина, П.С.Палласа и других русских географов, и на-туралистов указывалось на взаимосвязанные изменения климата, растительности и живот-ного мира в различных частях нашей обширной страны. П.С.Паллас в своем капитальном труде \»Зоография\» подробно описал образ жизни 151 вида млекопитающих и 425 видов птиц и такие биологические явления, как миграции, спячка, взаимоотношения родственных видов и т. п.
Проблема влияния внешних условий на строение животных была поставлена во вто-рой половине XVIII в. в трудах французского естествоиспытателя Ж.Бюффона (1707-1788). Считая возможным \»перерождение\» видов, Бюффон полагал основными причинами пре-вращения одного вида в другой влияние таких внешних факторов, как \»температура клима-та, качество пищи и гнет одомашнивания\».
Жан Батист Ламарк (1744-1829), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние \»внешних обстоятельств\» — одна из самых важных причин приспособительных из-менений организмов, эволюции животных и растений. Дальнейшему развитию экологиче-ского мышления способствовало появление в начале XIX столетия биогеографии. Труды А.Гумбольдта (1807) определили новое экологическое направление в географии растений. А. Гумбольдт ввел в науку представление о том, что \»физиономия\» ландшафта определяет-ся внешним обликом растительности. В сходных зональных и вертикально-поясных геогра-фических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные \»физиономические\» формы, т. е. одинаковый внешний облик; по распределению и соотно-шению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвященные влиянию климатических факторов на распро-странение и биологию животных, например книга немецкого зоолога К.Глогера об измене-ниях птиц под влиянием климата (1833) и датчанина Т.Фабера об особенностях биологии северных птиц (1826), К.Бергмана о географических закономерностях в изменении размеров теплокровных животных (1848). А.Декандоль в \»Географии растений\» (1855) подробно опи-сан влияние отдельных факторов среды (температуры, влажности, света, типа почвы, экс-позиции склона) на растения и обратил внимание на повышенную экологическую пластич-ность растений но сравнению с животными.
Профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858) широко пропагандиро-вал необходимость развития особого направления в зоологии, посвященного всесторонне-му изучению и объяснению жизни животных, их сложных взаимоотношений с окружающим миром. К.Ф.Рулье подчеркивал, что в зоологии наряду с классификацией отдельных органов нужно производить \»разбор явлений образа жизни\». При этом следует различать явления жизни особи (выбор и запасание пищи, выбор и постройка жилища и т. п.) и \»явления жизни общей\» (взаимоотношения родителей и потомства, законы количественного размножения животных, отношение к животным того же вида и других видов, \»жизнь в одиночестве\», \»жизнь в товариществе\», \»жизнь в обществе\», отношения животных к растениям, почве, к физическим условиям среды). Наряду с этим следует специально изучать периодические явления в жизни животных — линьку, спячку, сезонные перемещения и т. д.
Таким образом, К.Ф.Рулье разработал широкую систему экологического исследова-ния животных, \»зообиологии\», в его понимании, и оставил ряд трудов типично экологическо-го содержания, например типизацию общих особенностей водных, наземных и роющих по-звоночных и т. д.
Взгляды К.Ф.Рулье глубоко повлияли на направление и характер работ его учеников, одним из которых был Н.А.Северцов (1827-1885). ………

Лекция 1. Краткая история и предмет экологии.
СКАЧАТЬ работу l-ikologia/Lect01-ikologia.rar

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest