Бытие. Материя. Сознание. Лекция №9
I. Понятие бытия. Виды бытия. Специфика социальной формы бытия.
II. Материя как философская категория, пространство и время — формы существо-вания движущейся материи.
III. Сознание, его происхождение и. сущность.Лекция 9 БЫТИЕ. МАТЕРИЯ. СОЗНАНИЕ.
I. Понятие бытия. Виды бытия. Специфика социальной формы бытия.
II. Материя как философская категория, пространство и время — формы существо-вания движущейся материи.
III. Сознание, его происхождение и. сущность. Самосознание и социальная активность человека.[/b]
I. В широком смысле слова категория бытия обозначает сущест¬вование. Быть — значит существовать, и философии под бытием обыч¬но понимают реальность, существующую объ-ективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие — это материаль¬ное существование природной и социальной действительности. В та¬ком понимании бытие наделяется более содержательным признаком ма¬териальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологи¬ческим смыслом, используется для решения основного вопроса фило¬софии.
Бытие — основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.
Как же сформировалась эта категория?
Для постановки проблемы бытия имеются предпосылки в обыден¬ном сознании и по-вседневной деятельности людей. Занимаясь практи¬ческой деятельностью, человек склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. И все же человеку важно найти и об-рести общее между различными целостностями окружающего мира.
Тем более, что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и об-щественное.
Первую философскую концепцию /точнее — концепции/ бытия выд¬винули еще древние, в частности древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, еди-ное, неподвижное, самотождественное /Царменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию.
В процессе знакомства с трактовкой, категории бытия древними философами необхо-димо отметить, что уже тогда были наложены пред¬посылки материалистического и идеали-стического истолкования со¬держания этой категории. Так, например, Платон противопоста-вил мир чувственных вещей чистым идеям — миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное проти-вопоставление, и строит уче¬ние о различных формах бытия.
В дальнейшим, в связи с развитием науки, техники, материального производства про-должалась эволюция материалистических и идеалисти¬ческих представлений о сущности ка-тегории бытия. С одной стороны, велись поиски общей материальной основы предметов и явлений, или материальной субстанции, построенной из некоего природного мате¬риала, или субстрата; это позиция материализма. Ее достоинство — в стремлении понять бытие мира, ис-ходя из самого этого мира, слабое место — в определенном разрыве между неизменной суб-станцией и миром изменяющихся, преходящих вещей, и другой стороны — пози¬ция идеализ-ма, сущность которой в признании в качестве истинного бытия \»чистых идей\». На всем про-тяжении истории философии мы имеем борьбу и взаимное сотрудничество двух этих пози-ций — \»линии Демокрита и линии Платона\».
Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и от-дельных его проявлений, но и фиксирует пре¬дельно общую связь всего со всем. Она выража-ет существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объектив¬ные условия деятельности человека, куда входит и его духовная дея¬тельность, факт его об-щественного существования.
Таким образом, бытие в широком смысле слова — это совокупная реальность природно-го и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.
Выделяют четыре вида бытия: 1/ бытие вещей и процессов;
2/ бытие человека; 3/ бытие духовного /идеального/; 4/ бытие со¬циального /общественного/.
Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.
В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социаль¬ные функции и человеческий смысл. Это дает возможность прибли-зить этот вид бытия к понятию \»социальное бытие\».
Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия чело¬века, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство \»духа\» /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он суще-ствует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, соци-ально-историческое существо.
Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективи-рованного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индиви¬да, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие . как таковое.
Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет со-бой вопрос и об отношении и об отношении обществен¬ного сознания к общественному бы-тию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент ста¬новится также общественные бытием, понимается все существующее вне созна-ния. Отражение материального существования — непременное условие того, чтобы с помо-щью категории общественного бытия ре¬шать основной вопрос философии. Как и бытие, т.е. материя, общест¬венное бытие обладает свойством объективной реальности. Оно пред¬ставляет собой материальную жизнь общества. Но общественное бытие не тождественно ма-терии вообще. Наряду с общими признаками категории оно характеризуется и специфиче-скими признаками, превращаю¬щими его в особое материальное образование.
Преобразованная человеком природа сама по себе продолжает оставаться бытием /материей/, Она функционирует в качестве общест¬венного бытия, которое не сводится к ка-ким-либо отдельным свойст¬вам материи, только тогда, когда представлена в системе ма¬териальных общественных. Недооценка данного положения ведет к отождествлению социо-логического подхода с натуралистическим, об¬щественного бытия с бытием вообще. Соответ-ственно и предметные элементы общественного бытия должны удовлетворять двум услови-ям: во-первых, быть материальными образованиями, во-вторых, функцио¬нировать в системе материальных общественных отношений; причем функционировать в виде объекта этих от-ношении. Последнее заме¬чание весьма важно, ибо подчеркивает, что человек — элемент об¬щественного бытия не сам по себе, а лишь постольку, поскольку представляет собой общест-венную производительную силу определяю¬щую понятие социальной формы движения мате-рии как целостной харак¬теристики исторического процесса, .и тьмах, посвященных фило-соф¬скому анализу общества, этот вид бытия будет рассмотрен особо и подробно.
Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основ¬ные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духов¬ное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует сово-купную реаль¬ность, действительность предзаданную сознанию и действию конкрет¬ных ин-дивидов и поколений людей.
Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем именно состоит единство мира, а поиск его необходимых предпосылок: мир должен су-ществовать , прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаи-мосвя¬зи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.
2. Категория материи — это второй вопрос рассматриваемой темы. Данная категория ис-торически изменялась, -то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижени¬ями естествознания, других наук о материальном мире.
Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом / о содержании и близком зна¬чении этих понятий вы можете ознакомиться в философском словаре в \»Суб-станция\» и \»Субстрат\»/. Хотя. взгляды первофилософов и пред¬ставляются нам сейчас наив-ными, но их заслуга состоит, во-первых, в том, что на место утверждении, порожденных ре-лигиозной верой, они ставят вывод, к которому привело их рациональное мышление. Хотя все вещи возникают — возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира.
Во-вторых, первые философы уже осознают, что существует бо¬льшая разница между тем, как выглядят наблюдаемые нами явления природы, и тем каковы они в действительно-сти. Ведь и вода, и зем¬ля, и воздух, и огонь — все это хорошо знакомые всем вещи, но они во-все не похожи на образующиеся из них многообразные предме¬ты и явления. Все это подво-дит к признанию существования частиц вещества, постигаемых мышлением, например, если Фалес рассматри¬вал вез многообразие вещей и явлений природы как порождение еди¬ного, вечного материального начала — воды, то его ученик Анаксимандр уже вводит понятие апей-рон — как неопределенную материю.
Апейрон — это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном дви¬жении единое пер-воначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неде-лимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними ко-личественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образу-ют, двигаясь в пустоте, многооб¬разие видимых вещей и предметов и множество миров.
Итак, на первом этапе развития материалистических представ¬лений основой, субстан-цией материального мира выступают отдель¬ные , чувственно воспринимаемые или не вос-принимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.
Вторым этапом развития этих представлений является механи¬цизм. Здесь материя ото-ждествляется с веществом и наделяется ря¬дом механических и геометрических свойств: мас-сой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по меха¬ническим траекториям.
Такое понимание материи могло еще как-то применяться к явле¬ниям природы. Но путь для его применения к общественным явлениям и биологическим процессам был закрыт, хотя такие попытки и пред¬принимались. Это значит, что данное понимание не было универсаль¬ным, всеобщим. Оно было просто выражением определенного естест¬веннонаучного знания, а вовсе не философской категорией. Обосно¬вание и разработка философской категории мате-рии тесно связаны с развитием естествознания в АН-ЛА веках.
Какие же были сделаны открытия, которые существенно повлияли на разработку фило-софской категории материи?
В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями была создана электродинамика. За¬коны электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических зарядов, которые не сводятся к веществу.
Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было откры-то их сложное строение и явление радиоактивнос¬ти. То, что считалось доселе материей — ве-щество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При атом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исче-зают, возникают новые, ранее отсутствовав¬шие на предыдущих уровнях, и так до бесконеч-ности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня при-роды, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечны¬ми, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнона-учные представления о строении материи на определенной стадии развития науки.
Философское представление о материи не связано раз и навсе¬гда с каким-то конкрет-ным представлением естествознания о строе¬нии материального мира. Это понимание выра-жает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит из ранга естествен¬нонаучного представления или понятия в ранг философской катего¬рии.
В определении философской категории материи важны три мо¬мента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;
2/ материя — то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 3/ ма¬терия — то, отраже-нием чего является сознание.
Может вызвать некоторое недоумение тот факт, что не все материальное вызывает у нас ощущения \»без приборов\». Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего . при-знаков материи, главное, что отличает материальное от немате¬риального — это существова-ние вне сознания. Не только все мате¬риальное существует объективно, но и все, существую-щее объективно, вне сознания — материально. В этой связи подумайте над тем, мо¬жет ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида .
Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не яв¬ляется исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д. , со-стоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфиче-ского уровня материи, с конкретными физичес¬кими представлениями о ее строении, изме-няющимся с развитием на¬уки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /сущест¬вования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской .категории материи.
Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся мате¬рию в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о единстве мира с точки зрения материалистического монизма.
Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философско-го обсуждения?
Философия обещает исторический опыт предшествующего развития Философии и спе-циальных наук и на основе синтеза и обобщения всех имеющихся данных формулирует об-щие принципы, регулирующие отношения человека к миру. Суть одного из таких принципов сводится к следующему: I/ все многообразные явления природы, общества и мышления — не-смотря на видимые их различия — внутренне, связаны, прямыми косвенными связями, нахо-дятся во взаимной обусловленности и зависимости; 2/ единство мира состоит в его матери-альности.
Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творе¬ния, как учит христианская теология. Прин-цип единства мира утвер¬ждает, что мир, как и его отдельные фрагменты , есть взаимосвя¬занное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происхо-дить лишь с учетов всех доступных нам свя¬зей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реаль¬ности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою ме¬тодологическую функцию как регулятора познания и общественно-ис¬торической деятельно-сти.
Методологическое и мировоззренческое значение категории ма¬терии обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Материалистический подход к познанию мира по-зво¬ляет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, фор-мы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.
Интерес к ним, возник еще в глубокой древности и сохраняется до наших дней. Более того, изучение различных форм движения, про¬странственных и временных связен матери-альных явлений составляет основную задачу всех специальных наук. В отличие от них фило-софия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства.
Категория движения производна от понятия взаимодействия и изменения / под движе-нием в философии понимается всякое изменение вообще/ и соотносится с понятием покоя. Для дальнейшей конкрети¬зации представлений о движении нужно выделить его типы и фор-мы.
Основание для выделения типов движения — соотношение в нем устойчивости и измен-чивости, непрерывности и прерывности, сохра¬нения или смены качественного состояния объектов.
Формы движения материи многообразны и обеспечиваются уровнем структурной орга-низации материи.. На этом определяется критерий их классификации, т.е. более сложной структурной организации тел, предметов присуща более высокая, более сложная форма дви-жения /например, биологическая форма — более высокая форма по отно¬шению к механиче-скому перемещению/.
Следует понять определенную субординацию между формами дви¬жения материи. Во-первых, они генетически взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи качественно отличны и несводимы друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять вышестоящие. .Например, нельзя полностью объяснить биологические явления с помощью физических и химических законов, социальные — с помощью биологических. Методологический принцип, согласно кото¬рому высшие формы движения могут быть объяснены на основе законо¬мерностей низших форм, получило название редукционизма.
Развитие наук показывает, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, закон сохранения и превращения энергии устанавливает не только то, что при превра¬щении одних видов энергии в другие остается постоянным ее числен¬ное зна-чение, но и то, что каждый вид энергии обладает способно¬стью при определенных условиях превращаться в другие ее виды. Он свидетельствует о неуничтожимости движения не только в количественном /непрекращаемость/, но и в качественном отношении /безграничная спо-собность каждой формы движения превращаться в другие/.
Материя без движения не существует, а существует ли движе¬ние без материи ?
Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это — явления не-материальные. Не будет ли тогда смена ощуще¬ний, настроений, мыслей движением без ма-терии? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в мате¬риальном объекте — в человеке. И движение вне сознания, и движе¬ние в сознании не бывает без материального но-сителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет дви¬жения без материи.
Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится на каком-то расстоя-нии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях, эти формы сосущест¬вования материальных объектов называют пространственными форма¬ми и отношениями, или пространством.
Длительность явлений, следование сменяющих друг друга явле¬ний, имеющие лишь од-но измерение, — эти формы существования явле¬ний называют временными формами и отно-шениями, или временем.
Категории пространства и времени прошли длительный путь фор¬мирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время они понимались как самостоятельные сущности или внешние формы /условия/ бытия в целом и существования отдельных тел, ве¬щей, процессов. Такое понимание пространства и времени было ха¬рактерно для классиче-ской физики и натурфилософии.
Вместе с тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространст-венные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта /Бога, абсо-лютного духа/.
Пространство и время — формы существования материи, которые, если их рассматри-вать вне материи, без материи, представляют со¬бой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания лю-дей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процес-сов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими форма-ми и отношениями они являются.
Ярким подтверждением и конкретизацией этих философских поло¬жений является тео-рия относительности, если пространственное по¬ложение двух систем относительно друг дру-га изменяется, одну из них можно принять за систему отсчета, а другую рассматривать как движущуюся относительно первой. Согласно специальной теории отно¬сительности, два раз-личных события, одновременные в системе от¬счета, не одновременны в движущийся систе-ме, процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета / при скорости, близкой к скорости света/. Если в движущейся системе имеется неподвижное относительно ее тело, это тело сокращает свои размеры в направлении движения в системе отсчета. Все это значит, что одновременность событий и длина тел зави-сят от материальных систем, где эти события происходят; а те¬ла находятся.
Неотделимость пространственно-временных форм от материи еще ярче выступает в общей теории относительности, согласно которой структура пространства-времени и ее из-менение, с одной стороны, зависят от распределения и движения материальных масс, с дру-гой, непосредственно обусловливают и определяют друг друга.
Таким образом, нет материи, лишенной временных и пространст¬венных характеристик, нет материи вне пространства и времени, и нет пространства и времени вне материи.
Что же касается сущности социальных пространства и времени, то она состоит в том, что это особый тип исторически изменяющих¬ся пространственно-временных отношений, в которых воспроизводит¬ся и развивается человек именно как социальное существо. Формиро¬вание этих новых пространственно-временных структур начинается с возникновением соци-ально-организованной материи. Они создаются деятельностью людей, отражают своеобразие общественных отноше¬ний, имеют конкретно-исторический характер и несут в себе соци¬альный, человеческий смысл.
3. Сознание есть высшая форма отражения действительности, про¬дукт длительного развития материи.
В качестве обоснованного научного предположения принимается утверждение, соглас-но которому в фундаменте самого здания материи лежит свойство, родственное с ощущени-ем, свойство отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи т.е. та¬кое, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но в силу того что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному.
По-видимому, каждой форме структурной организации материи, равно как и каждой форме движения материи, связанной с этой орга¬низацией, может быть поставлена в соответ-ствие и своя особая форма отражения. Развитие этих форм сопровождается и появлением но¬вых типов отражения.
Принято рассматривать следующие группы форм отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи /механической, физиче-ской, химической/, отра¬жение в живой природе, что соответствует биологической форме дви¬жения материи и, наконец, сознание, т.е. отражение в обществе, что соответствует соци-альной форме движения материи. Таким обра¬зом, философия рассматривает сознание как ту ступень в развитии свойства отражения, которая связана с появлением новой формы дви¬жения, новой формы организации материи — общества.
В истории развития отражения в качестве важнейшей предпосыл¬ки сознания выступает психическое отражение, оно существует у выс¬ших животных и представляет собой наиболее высокую форму отраже¬ния, достигнутую в рамках биологической формы движения материи.
Психическое отражение позволяет не только пассивно фиксиро¬вать наличную ситуа-цию в системе чувственных образов, оно высту¬пает и как способность внутреннего действия в поле чувственных образов, т.е. дает возможность примериваться к будущей ситуации. Это — своеобразная форма внутреннего действия в системе чувствен¬ных образов, форма внутрен-ней психической активности животных. Однако в психической форме отражения отсутствует механизм само¬сознания, самоанализа и самоконтроля. Животное не выделяет себя из среды и не анализирует свою психическую деятельность.
Новый тип отражения возникает с появлением нового типа дея¬тельности, нового типа отношения к среде, этот процесс связан с историей возникновения человеческого общества. Старая система, ориентированная на прежний тип поведения и приспособления, ста¬рые средства отражения -психическое отражение- оказались недоста¬точными для того, чтобы обеспечить новый тип деятельности — тру¬довую деятельность и связанную с ним новую фор-му общения.
На базе общественной трудовой деятельности появляется новая сигнальная система, языковая . Возникнув в обществе, она с са¬мого начала выступала как общественный продукт, опирающийся не на органы чувств и биологические инстинкты, а на коллектив, основанный на трудовой деятельности. Тем самым передавался и закрепляло опыт, накопленный в ходе предыдущего общественного развития. Появился новый тип отражения — идеальное отраже-ние, отражение в системе слов. Идеальное есть не что иное, как материальное, пе¬ресаженное в Человеческую голову и преобразованное в ней. На этой основе происходит формирование субъективного образа объективного мира /Маркс/.
.Таким образом, говоря о возникновении сознания, следует вы¬делить три главных мо-мента, определивших этот процесс: труд, производственный коллектив и членораздельная звуковая речь /язык/ Только общение с людьми, овладение языком, овладение посредством языка формами мыслительной деятельности, приобщение к человечес¬кой практике и челове-ческой культуре делают человека человеком. Иного пути развития сознания не существует.
При рассмотрении сознания ваяло уяснить понятие образа. Главное свойство образа — это соответствие его содержания действительности, реальным свойствам и отношениям объ-екта познания. Образ отражает объект; объект диктует содержание образа. Гносеологический образ — это не постоянное, неизменное образова¬ние, а меняющееся, развивающееся, углуб-ляющиеся и расширяющееся идеальное отражение действительности, фундаментальной ос-новой процесса движения гносеологического образа является практика.
Характерной чертой сознания человека является самосознание. Самосознание начина-ется с вычленения среди других предметов и других людей самого себя в качестве особого, противостоящего другим вещам объекта, в качестве особого, противостоящего другим лю-дям человека. Самосознание — это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отно¬шения к другим людям, словом, себя как особой и еди-ничной личности. Здесь уже личность не просто выступает носителем \»я\», здесь лич¬ность осознает себя носителем \»я\». А вместе с тем начинает разви¬ваться и способность к самоана-лизу, к анализу не только совершен¬ных поступков, но и своих намерений совершить поступ-ки, способ¬ность к оценке своих будущих действий. Но такая оценка требует знания некото-рой совокупности моральных норм, которые берутся из общественного сознания и состав-ляют внутренний скелет самосознания личности.
Если относительно существования сознания нет сомнений, то вопрос о том, существует ли бессознательное, долго был, а для некоторых людей еще и сегодня остается дискуссион-ным. Собственно есть два вопроса: существует .ли бессознательное? А если существу¬ет, то как именно? Более подробно об атом можно ознакомится в работе \»Введение в философию\», Часть 2, а так же Философский энциклопедических словарь, статья \»Бессознатель¬ное\».