Главная » Лекции по » Философии » Детерминизм и развитие как фунцаментальные принципы бытия Лекция №10

Детерминизм и развитие как фунцаментальные принципы бытия Лекция №10

Становление человеческого рода есть в известном смысле становление его разумности, рациональности, охватывающей его духовно-практическую деятельность — всю человече-скую культуру……….

Лекция 10.ДЕТЕРМИНИЗМ И РАЗВИТИЕ КАК ФУНЦАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЫТИЯ

Становление человеческого рода есть в известном смысле становление его разумности, рациональности, охватывающей его духовно-практическую деятельность — всю человече-скую культуру. Разумное рациональное есть в самом широком смысле то , что человечно, гу¬манно, духовно. Разумность была не чужда мифологии, религии, но философия первая по-ложила ratio, \»Логос\» в основание своего здания. Изначальная сознательная рационализация философии сопряжена .с развитием математики, логики, культуры дефиниции, понятия. Це-леполагающий характер человеческой деятельности ориентирован на изменение мира, одна-ко предполагает первоначальное \»схватывание\» предмета умом, познание действительности в категориях , законах и принципах — в умопостижении. Развивающаяся способность челове-ка к познанию вызвана потребностью понимать мир, отражая его в некой картине миропо-нимания. Философские принципы, законы и категории, независимо от их отношения к миру или человеку, субъективно переживаются человеком, выражая его рационально-ценностное отношение к миру. Важнейшими принципами философии являются — детерминизм и разви-тие, их рассмотрение неразрывно связано с принципом субстанциального единства мира.
Детерминизм и развитие
Принцип субстанциального единства мира, принцип развития и принцип детерминизма — фундаментальные принципы учения о бытии. Принцип субстанциального единства мира дает ответ на .вопрос о том, является ли мир единым или множественным, что лежит в осно-ве этого единства. Принцип развития отвечает на вопрос, какие изменения претерпевает мир. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный или произвольный , неупорядоченный характер. Ответ на последний вопрос, в связи с двумя первыми, интересо-вал философов, начиная с античности. В зависимости от ответа на этот вопрос философские учения распадались на два направле¬ния: философский детерминизм и философский инде-терминизм. Термин \»детерминизм\» происходит от латинского \»determinare\» /\»опреде¬лять\», \»отделять\», \»отграничивать\»/, что предполагало существование познающего субъекта. В дальнейшем детерминацию понимают в объективном смысле, как обусловливание одних яв-лений, процессов другими. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объек-тивные явлений другими. Понятия связи и взаимодействия — его исходные категории. Взаи-модействие проявляет себя во взаимном изменении вещей, через взаимодействие которых и реализуются отношения детерминации. Существование всеобщей универсальной связи всех явлений — предпо¬сылка принципа детерминизма. Детерминизм отрицает существование ка-ких-либо явлений или вещей вне этой связи./См.:Кедров Б.Н. Научная концепция детерми-низма//Современный детерминизм, законы при роды.М.1973.с.8./
Однако философский детерминизм не исчерпывается этим, в его основание включается определенная концепция природы и структура отношении детерминации. Учение о причин-ности, т.е. необходимости, закономерности в соотношении со случайностью, является ядром детерминации, но не исчерпывает ее. Детерминизм включает в себя и непричинные виды и типы детерминации. Альтернативой детерминизму является индетерминизм, в котором от-рицается как объективность при чинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Д.Юму и Э.Канту были свойственно отрицать объективный характер отношений де-терминации, они проводили субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости , закономерности, приписывая их к миру восприятий, а не самому миру.

Детерминизм может быть представлен в совокупности следующих тезисов: 1 Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которых каждая вещь приобретает и сохраняет свои характерные признака, 2 В основе всего многообразия отношений детерминации /обусловливания/ лежит генетическая, причинная производитель-ность. Каждое событие имеет свою причину, порождается другим. Процесс порождения со-провождается переносом вещест¬ва, движения, информации. Детерминизм включает в себя принцип раз¬вития, 3 Тезис о многообразии видов детерминации и существовании непричин-ных видов детерминации. Причинная детерминация — основание для других видов детерми-нации, 4 Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания. Каждое яв-ление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе развития. Кажущееся противоречие между вторым и третьим тезисом истолковывается в плане не возможности объяснить все многообразие отношений между явлениями только отношениями причинения, т.к. существуют и другие виды обусловливания. Принцип закономерности шире по своему объему, чем принцип причинности. Отождествление причинности и детерминизма ведет к исключению возможности существования непричинных законов. Исторические формы де-терминизма разнообразны. \»Номологический детерминизм\» / от греч. \»nomos\»- закон/ рас-пространен в современной запад¬ной философии. Его сторонники принимают принцип зако-номерности и отвергают причинность. Классической формой механистического детерми-низма явился лапласовский детерминизм, развитый французским ученым П.Лапласом, кото-рый предполагал однозначную /динамическую/ причинную обусловленность одного события другим, а потому возможность абсолютно строгого предсказания. Лаплас полагал, что если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы и точках прило-жения этих сил, то не осталось бы ничего для него недостоверного как в прошедшем, так и будущем. Сущность диалектической концепции детерминизма с большей полнотой раскры-вается в анализе с опорой на категории — \»причина\» и \»следствие\», \»закон\» и \»закономер-ность\», \»сущность\» и \»явление\», \»необходимость\» и \»случайность\», \»свобода\», \»возможность \» и \»действительность\». Диалектический детерминизм включает в себя помимо причинности такие и системные отношения, которые в своей совокупности объединяются таким методо-логическим принципом как принцип системности. О принципе системности будет сказано далее. В начале века набирает силу \»логический детерминизм\». Некоторые представители которого иногда ошибочно считали себя представителями индетерминизма, отождествляя диалектический и механистический детерминизм. Так, известный логик Я.Луксевич /1857-1956/ вносит заметный вклад в современную концепцию детерминизма. Понимая по детер-минизмом нечто большее, \»ем точку зрения связанную с непризнанием свободы воли\», он опро¬вергает устаревший, логический детерминизм, носящий фаталистический характер. \»Фаталистический детерминист рассматривает события, происходящие в мире, как повтор-ную демонстрацию кинодрамы, отснятой где-то во всемирной киностудии /Лукасевич Я.О детерминизме. Вопросы философии, 1995,с.62./.Такая точка зрения не приемлема для чувств и разума современного человека, так как будучи в данном случае участником и зрителем этой всемирной драмы, человек не знает ее финала, осознавая однако, что этот финал пред-решен. Предрешены и все поступки, жизненные коллизии, момент смерти. Человек участву-ет в этой драме в качестве марионетки. Такая точка зрения основана на двух убедительных аргументах, идущих от Аристотеля, согласно которым, если один из логических принципов отрицает Другой, то они являются противоречащими. Например: \»Завтра произойдет мор-ское сражение\» и \»Завтра не произойдет морское сражение* Принцип противоречия , суть которого Аристотель и другие мыслители считают глубинной опорой нашего мышления, не-преложен.
Суть принципа исключенного третьего гласит, что два противоречащих высказывания не являются одновременно ложными, одно из них должно быть истинным. Третьего не дано. Здесь допускается интуитивное предположение, что существует третье логическое значение, которое является не истинным и не ложным, а лишь только вероятностно неопределенным. Лукасевич , делая подобное предположение, опережает свое время, полагая, что вероятност-но неопределёнными являются все высказывания о будущих событиях, которые еще не пре-допределены. Этим высказываниям антологически не соответствует ни бытие, ни небытие, но лишь возможность. Наш разум попадает здесь в лабиринт. в котором часто заблуждается — это вопрос свободы и необходимости, проблема прерывности и бесконечности. Ибо могут существовать при¬чинные цепи, которые еще не начались, а целиком лежат в будущем. Такая точка зрения представляется не только логически возможной, но и онтологически обосно-ванной. Она опровергает ту, что каждое мельчайшее событие имеет свою причину, дейст-вующую со дня сотворения мира. Возражение здесь направлено против фаталистических ар-гументое, сводящих все происходящее в мире к жесткой фатальности, отрицающей случай-ные события, свободу выбора. Разумеется некоторые события имели свои причины извечно. Небесные затмения солнца и луны астрономы предвидят на много лет вперед с точностью до секунды, основываясь на наблюдениях и законах движения небесных тел.
Причина и следствие. Основанием философского детерминизма является учение о при-чинной обусловленности всех явлений. Причинная связь, или причинное отношение между двумя явлениями, событиями есть то, где одно выступает в качестве причины, а другое в ка-честве следствия отношения причинения определяются как генетическая связь между явле-ниями, при которой одно явление, называемое причиной при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое, называемое следствием. Выделяется ряд критериев для распознания причинно-следственных связей от близких типов детерминации / пространст-венно- временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.д./ 1 Критерий производства, порождения не просто предшествует следствию во времени, но ге-нетически порождает, обусловливает его возникновение и существование. Причинная связь субстанциальна, связана с переносом вещества, энергии, информации, 2 Критерий временной ассиметрии указывает на направленность во времени от того, что есть к тому, что возникает. Процесс причинения необратим. Однако последовательность во времени является необходи-мым, но недостаточным условием для существования причинного отношения: последова-тельные события должны находиться в отношениях порождения. При рассмотрении взаимо-связи причины и следствия в процессе временной ассиметрии некорректно предполагать од-новременное сосуществование причины и следствия. В случае удара молнии в дерево, дерево разрушается. Разрушение дерева — следствие, причина-действие электрического разряда. Од-нако изменения в \’Структуре дерева происходят не раньше того момента, когда пор¬ция элек-трического разряда \» угасает\» в нарушениях структуры де рева: происходит преобразование электрической энергии в механическую. З Необходимость и однозначность — третий крите-риальный признак причинного отношения. Причина, возникая в определенных внешних и внутренних условиях, с необходимостью вызывает определенное следствие. Отношения причины и следствия закономерны. 4 Этот признак указывает на . пространственно-временную непрерывность причинно-следственных отношений. Разрывов в этой цепи не должно быть.
В мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего воз-никновения и существования. Существование беспричинного события означало бы наличие самостоятельной субстанции, независимой от всего остального материального мира. По-скольку процесс причинения — необходимое звено процесса развития, то существование бес-причинных явлений вело бы к отрицанию всеобщего характера развития. Такое событие с естественно — научной точки зрения входило бы в противоречие с законом сохранения мате-рии и энергии, ибо допускало бы возможность возникновения чего-либо из ничего. Утвер-ждение о том, что причина и следствие меняются местами следует понимать так, что все яв-ления нельзя считать абсолютными, однозначными, рассортировав их на причины и следст-вия. Каждое явление может выступать в качестве левого и второго в зависимости от контек-ста рассмотрения. Причинно-следственная связь является фундаментальной : на ней основы-ваются непричинные типы детерминациии, но она и базисна, будучи простейшей, поэтому из нее формируются более сложные виды каузальных отношений, так называемые цепи причи-нений. К ним относятся следующие цепи причинении : однолинейные цепи причинения, це-пи причинения с обратной связью, разветвляющие цепи причинения./См.:П.В.Алексеев, А.В.Панин.Философия:Учебник для ВУЗОВ.М.,1996,с.397-398./
Ограничения на применение принципа причинности накладываются, не принципом развития/любое развитие причинно обусловлено/, но принципом всеобщей связи : не все свя-зи являются причинными. При чинные виды детерминации, как было указано, классифици-руются по внутреннему, субстанциальному признаку. В этом типе классификации обычно выделяются материальные и идеальные-, информационные и энергетические причины, кото-рые подразделяются в соответствии с видами движения материи на физические, химические, биологические и социальные, а также психологические причины. По этому признаку разли-чают причину и условие : причина — это то, что отдает свою силовую потенцию, а условие -совокупность обстоятельств причинного события. Второй вид классификации основывается на видах проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические /однозначные/ и статистические /вероятностные/. Вне генетического временного принципа причинности остаются все виды коррелятивных, пространственных и временных связей, объединенных системностью. Системный подход в традиционной науке был ориентирован на момент стабильности, устойчивого и гармонического взаимодействия. Классическая нау-ка делала акцент на замкнутых системах, обращая внимание по существу на устойчивость, порядок и однородно¬сть. Системный подход оперирует понятиями \»система\», \»структура\», \»элемент\», \»компонент\», \»функция\», \»часть\» и \»целое\». Понятия, используемые в системном подходе, относятся к традиционным категориям диалектики — части и целого. Система — ком-плекс взаимосвязанных элементов, организованных на принципе целостности, выступающих по отношению к условиям и другим системам как нечто единое. Характер связи между эле-ментами системы фиксируется в понятии структура. Функция — роль элемента в составе це-лого. Структура любой системы опирается на коррелятивные связи, являясь ее наиболее ста-бильным моментом, являясь также результатом развития. Струнтурообразование подчиняет-ся определенным периодическим или циклическим закономерностям, то есть ритмичности процесса развития. Корректное совмещение причинного и системного подходов значительно расширяет принцип детерминизма. Синергетический подход акцентирует внимание ученых на открытых системах, их процессуальности: неупорядоченности. неустойчивости, неравно-весных отношениях. Это не просто дополни¬тельный взгляд на мир в \»боровском\» смысле, а новая парадигма и способ изучения мира. Проблема самоорганизации материальных систем в рамках системного и информационного подходов рассматривается в науке XX века на уровне биологических, социальных, технических систем\».
Принцип закономерности утверждает регулярный , упорядоченный характер отноше-ний детерминации, что означает подчиненность всех явлений в своем возникновении и су-ществовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законом. Закон есть существенный необходимый тип связи между явлениями. Не вся¬кая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или отношение меду сущностями. Связь, являющаяся законом, выступает как определенное целое в его всеобщности. Характерный признак закона — повто-ряемость. Закономерное отношение будет всегда повторяться при наличии соответствующих условий, независимо от пространственно-временного отношения. Характерным признаком закона, вытекающим из его определения как существенной связи, является его необходи-мость. Закон природы это связь, которая характеризуется основными признаками сущест-венного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью. Со-относить понятия \»необходимость\», \»всеобщность\», \»повторяемость\» можно только через ка-тегорию сущности. Как сущность закон нельзя мыслить как нечто существующее наряду с явлениями , независимо от них. С точки зрения сферы действия законы подразделяются на общие, универсальные и частные, действующие лишь в ограниченной области. По форме своего проявления законы, так же как и виды причинности, подразделяются на динамические и статистические. Камень, брошенный вверх, вернется на землю, в силу динамически, т.е. однозначно действующего закона притяжения, а выпадение количества очков в брошенных игральных костях предсказать невозможно, поскольку здесь действует статистическая зако-номерность. Указанные различия между динамическими и статистическими проявлениями закономерности нельзя понимать как противопоставление понятий закона и закономерности. Различительным критерием выступает здесь сама структура детерминации. Динамический закон — закон , управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий устано-вить однозначную связь его состояний. Знание, статистического закона, управляющего пове-дением больших совокупностей, позволяет сделать лишь вероятностные заключения о его поведении. В разных концепциях детерминизма категория необходимости и случайности — одно из центральных мест. Необходимость выступает в качестве определяющей характери-стики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражает-ся в понятиях закона и закономерности. Важным вопросом философского детерминизма яв-ляется вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности. Если прини-мать принцип причинности, что обязательно для концепции философского детерминизма, то случайные явления следует принимать причинно обусловленными. Необходимость причин-ной связи исключает противопоставление необходимости и случайности. Обращение к поня-тию условия является одним из путей обоснования объективного существования случайно-сти. Объяснение существование случайности вариациями условий и пересечением необхо-димых линий существования не противоречат друг другу, а в известной мере совпадают. На-пример, дорожная авария выступает одновременно как результат пересечения двух транс-портных средств, но возникает как результат возникновения непредвиденных обстоятельств или условий. В связи с существованием случайных и необходимых явлений следует обратить внимание на утверждение — \»Наука — враг случайностей\». Если понимать эту формулу в смысле, что наука не должна интересоваться случайностью, то эта формула ложна. Интерес науки к изучению случайных явлений возрастал стремительно, начиная с ХVIII века. Эту формулу следует понимать как отрицание существование случайности, не связанной с необ-ходимостью и причинностью, а такая случайность исключается наукой. Второй момент свя-зан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда про-кладывает себе дорогу через массу слу¬чайностей. Важный момент в диалектике случайности и необходимости связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Полное знание о том или ином объекте достигается, когда знание необходимых черт этого явления дополняется знанием случайных, уникальных .Диалектическая взаимосвязь между необхо-димостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и свя-зана с диалектикой превращения возможности в действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, вся совокупность налично существующих явлений в единстве с их сущностью. В более узком — действитель-ность отдельного объекта — его актуальное бытие. Каждая материальная система существует сначала потенциально, а затем может стать возможностью. Под возможностью понимается — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. Процесс развития с этой точки зрения бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения дру-гих. Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ве-дет к пониманию развития как саморазвития. Имеются разные виды возможностей : обрати-мые и не обратимые. Необратимой называется такая возможность, с превращением которое в действительность, первоначальная возможность становится невозможной. Обратимая воз-можность, превращаясь в действительность делает первоначальную действительность воз-можностью. В зависимости от силы, лежащей в их основе необходимости, возможности мо-гут быть реальными, формальными и абстрактными.
Реальные возможности обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта. Аб-страктные возможности — это возможности, для осуществления которых не могут сложиться соответствующие условия. Конкретная возможность — это возможность для осуществления которой могут сложиться соответствующие условия. Принадлежность категорий возможно-сти и действительности к группе категорий детерминизма проявляется также через их связь с категориями необходимости и случайности. Так, например, на стадии превращения реальной возможности в действительность возможность из случайности превращается в необходи-мость, теряя случайную компоненту в своей природе. Для количественной оценки возмож-ности в науке разработано понятие вероятности. Вероятность есть степень необходимого в возможном. Опора на понятие вероятности придает понятию возможности более конкретный операциональный характер. Знание возможностей и условий их реализации придает челове-ческому познанию предсказательный, прогностический характер. Известный афоризм гласит : \»Политика есть искусство возможного\». Секрет этого \»искусства, состоит в том, чтобы пу-тем целенаправленной деятельности создавать такие условия, в которых нежелательные воз-можности теряли бы свой реальный характер, а же дательные — приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.
Упрощенно-материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Дей-ствительно, свобода, где все однозначно, нет случайностей, возможностей не есть свобода. Свобода в различных трактовках может противостоять не столько необходимости, сколько принуждению. Наличие абсолютной свободы может становиться предметом философских спекуляций теоретизирущих философов. В старинной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос, другому человеку. Обвиняемый ссылался на то, что никто не может ли вить его свободы размахивать своими собственными руками. Суд решил что обвиняемый виновен, так как свобода размахивать ру-ками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная кон-цепция свободы Н.Бердяева /См. работы \»Философия свободы\», \»Философия свободного ду-ха\» и др./. Связь свободы с природной или социальной необходимостью, полагает Н.Бердяев, лишает подлинную свободу всякого смысла. Свобода находится вне причинных отношении. Свобода же есть .прорыв в этом мире феноменов причинных от ношении /См. \»Царство духа и царство кесаря\».М.,1995,с.325./. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит /Философия свободы, смысл творчества.М.,1989,с.370./. Устранение концепции детерминиз-ма у Н.Бердяева налицо. Человеческий опыт и наука показывают, что свобода и необходи-мость не являются антиподами, признание возможности существования свободы не ведет к отказу от необходимости. Реальное свободное действие людей выступает как выбор альтер-нативных линий поведения. Свобода — выбор целей деятельности, выбор средств к достиже-нию цели, выбор поступков. Согласно научно-философскому мировоззрению, свобода и не-разрывно связанная с ней ответ ственность, мыслимы в мире , где существует объективная обусловленность, детерминизм.
Развитие. Понятие развития. Модели развития.
Развитие является основным предметом диалектики, а сама диалектик выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика — это наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика / от греч. — вести беседу, спор/ обязана своим возникновением искусству ведения беседы в форме диалога Сократу и созданному им сократическому методу. В ходе такого диалога стремятся опровергнуть мне-ние или предложений оппонента путем выведения из наго следствий, противоречащих фак-там или твердо установленным истинам. Искусство убеждения при этом сводится к раскры-тию возникающих при этом противоречий, к их разрешению, достижению согласия между спорящими, к уточнению их точек зрения на дискуссионный вопрос. Данная форма диалек-тики есть ее субъективная форма, отражение диалектики мышления. У древних не была вы-работана идея развития в связи объективного и субъективного, с возникновением нового, не-обратимого. У Парменида бытие неизменно, у Гераклита бытие изменятся. Однако эти изме-нения понимаются лишь на уровне внешних наблюдений. В виде стройной теоретической системы диалектика предстает у Гегеля: мир предстает в виде процесса беспрерывного дви-жения и развития во времени и внутреннем единстве. Гегелем заложены основные принципы диалектики: идея универсальной связи явлений, единства противоположностей и диалекти-ческого двойного отрицания. Однако диалектика Гегеля — это пере ход идей, их развитие как восхождение от абстрактного к конкретному. У Гегеля сфера реальных явлений \»погружена\» непосредственно в идеи, хотя мир единичных реальных явлений относительно самостояте-лен. Развитие материализма обусловливает в дальнейшем синтез его с диалектикой, учение диалектики распространяется на природу и общество. Материалистическая диалектика ста-новится ядром марксистского философского мировоззрения, методом познания закономер-ностей природного и общественного развития и революционного преобразова¬ния действи-тельности. Метафизика выступает как альтернатива диалектики. Это философское учение о принципах и началах бытия в единстве, целостности, порой без учета его материального раз-нообразия Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления, которая преодолевается диалектическом разумом. Гегель связал разум с диалектикой, а рассудок — с метафизикой, противопоставив диалектику метафизическому методу мышления. Диалекти-ка, по Гегелю, исправляет недостатки метафизики, не справляющейся с жизненными проти-воречиями, переходами, процессами развития. Согласно негативным представлениям, мета-физика есть неудовлетворительный конкурент диалектики. Положительное толкование со-стоит в понимании ее как основополагающих принципов философии в их совокупности. /См. подробнее о взаимоотношении диалектики и метафизики В;А.Канке. Философия. Историче-ский и систематический курс.М..1996,0.141-143./. Нацеленность диалектики на развитие служит ее основным критерием. Однако этот критерий нуждается в конкретизации. Развитие характеризуется в его связи с движением и изменением, не единственным изменением, каче-ственным преобразованием, а некоторым комплексом, связью системных изменений в соста-ве элементов структуры. В этом плане развитие есть связь качественных преобразовании системы.
Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Развитие не является просто модификацией функциональных связей состояний, актуализацией заложен-ных в нем потенций, а выход на иной уровень функционирования вследствие изменения ор-ганизации объекта /См. Э.Г.Юдин. Системный подход и принцип деятельно-сти.м.,1978,с.189-190./. Развитие соотносится с направленностью преобразований. Направ-ленность следующий критериальный признак развития. Т.о. признаки развития: 1/качественный характер изменений, 2/необратимость, 3/направленность. Следовательно, развитие — это направленные, необратимые, качественные изме¬нения системы. Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Сложность развития обусловливает неоднозначность его трактовок, интерпретаций. Остановимся на рассмотре-нии основных концепций или \»моделей развития\». Классические модели диалектики пред-ставлены трудами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля /логико-гносеологические модели диа-лектики/. XIX век дал теоретические предпосылки для вызревания нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской.
Г.Спенсер дал метафизическое объяснение всеобщей постепенной эволюции природы. Главные недостатки этой концепции — исключительно постепенный характер эволюции и развития материальных систем, а также сводимость высших форм движения материи к низ-шим /редукционизм/. Отрицание взрывообразных скачков, каковыми являются в живой при-роде мутации, а в социальной действительности — политические революции, свидетельствует о \»плоскоэволюционистском\» понимании развития. Концепция \»творческого эволюциониз-ма\» или \’\’эмерджентности\» строится на основе возникновения нового качества, не сводимого к исходному, признается \»взрывообразный\» скачок, не предсказуемый из начальных качеств. Новое качество — результат некой внутренней \»творческой силы\», в которой Морган .например, усматривает Бога. И плоскоэволюционисткая, и эмерддентистская концепции сходятся в отказе от имманентных материальных противоречий как источника развития при-роды и общества. Эволюционизм Ч.Дарвина дает наиболее полное представление о стихий-но-диалектической концепции развития. Эта концепция соотносится с частно-научным поня-тием \»эволюция\», а не всеобщее — философским понятием развития. Диалектико-материалистическая концепция, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом, в опоре на гегелев-скую диалектику, гораздо более всесторонняя, богаче содержанием. В этой концепции могут быть соединены непротиворечиво принципы материализма, диалектики и гуманизма. Сама диалектика должна быть освобождена от деформаций партийно-классового порядка, чтобы раскрыть свою многогранность применительно к природе, социуму и духовному миру чело-века.
Законы развития. Закон отрицания отрицания. Закон перехода количества в качество. Закон \»единства и борьбы противоположностей\» Из трактовки развития, включающего в се-бя переходы от одних качеств к другим следует, что никакое развитие невозможно без отри-цания отрицания. Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками и механициста-ми. Однако механистическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1/полное от-рицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструк-ции, разрушения, 2/абсолютизация момента преемственности в развитии Диалектическая философия отвергает абсолютизацию моментов разрушения в от ношении к предыдущим этапам развития, так как деструктивность исключает прогрессивное движение системы. Про-грессивное развитие предполагает отрицание-снятие, конструктивное отрицание. При дест-руктивном типе отрицания решающую роль играют внешние по отношению к системе фак-торы. Конструктивные отрицания детерминируются в основном внутренними факторами, противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание -самоотрицание как необходимый момент развития, связь низшего и высшего, менее со вер-шенного и более совершенного. Гегель считал ядром своего диалектического метода уста-новку на противоречивость и триаду. Триадичность: тезис- антитезис — синтез означает, что отрицание тезиса, а затем и антитезиса не является уничтожением предмета, а развитием все-го содержания последнего. Синтез есть объединение тезиса и антитезиса, достижение более высокого содержания, в отличие от простого их сложения здесь нечто новое, основанное на преодолении противоречий предыдущих этапов развития. Синтез выступает как итог с раз-вития и содержательной стороны характеризует поступательность движения. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик объекта, матери-альной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным. Многообразие мира может характеризоваться со стороны качества и количе-ства. Качество — это совокупность свойств предмета, системы в целостности, определенности и выделенности из окружающего фона. Количество характеризует предмет по степени его развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемых в величинах или числах. Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или информационных компонентов системы. Количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они суть разные характеристики опре-деленных объектов. Качество всегда количественно, а количество качественно. Однако их неразрывная связь не означает их слияния, граница определяется при установлении системы отсчета, выделении предмета исследования. Качество и количество связаны в мере. Мера это количественная граница данного качества, в которой качество проявляется в своей опреде-ленности. Про¬цесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового есть скачок. Закон \»единства и борьбы противоположностей\» всеобщ. Он усматривает импульсы движения и развития мира в нем са¬мом, в порождаемых им самим противоречиях, в нераз-рывном единстве и борьбе противоположных сторон. Слово \»борьба\» употребляется скорее метафорически имеет смысл лишь в составе формулы \»единство и борьба\». Такое понимание не провоцирует на упрощенное толкование сути закона, механическое соединение диалекти-чески противоположных сторон. Противоречие неотрывно от движения, как и развитие от противоречия. В противоречиях — и единство, и борьба. В этой связи \»закон единства и борь-бы противоположностей\» в содержательном плане идентичен \»закону диалектической про-тиворечивости\». Сами противоположности находятся в движении и развитии. В развитии противоречий модно выделить следующие этапы или состояния:1/гармоний, 2/дисгармония, 3/конфликт. По Аристотелю, гармония вообще возникает из противоположностей… Гармо-ния… есть согласие разногласносго\» /Цит по:Маковельский А. Досократики. Казань, 1919,ч.3,с.35./. Традиции античной мысли богаты своими \»выходами\» в современную про-блематику развития. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, развитием од-ной стороны за счет другой. При конфликте, столкновении обостряются взаимоотношения между противоположностями, преобладает разнонаправленность и взаимоотрицание, что ставит под вопрос само существование системы. Единство и борьба противоположностей является источником и главной движущей силой развития. Существование множества про-тиворечий предполагает их деление по степени охвата действительности, выделяются два типа: 1/0бщедиалектические охватывающие материальную и духовную действительность, 2/специфически-диалектические, подразделяющиеся также на а/ противоречия материальных систем и б/ диалектические противоречия познания. Рассмотрим, например, внешние и внут-ренние противоречия. Данные эволюционной теории, генетики и философии свидетельству-ют, что импульсы к развитию системы заключены внутри нее. Для вида, популяции мутации результат внутренних противоречий, однако внешние факторы существенным образом опре-деляют направление изменчивости. Удельный вес каждого из противоречий устанавливается конкретно, но в общей форме обнаруживается неразрывность внешних и внутренних проти-воречий. Однако источником развития являются внутренние и внешние противоречия систе-мы, саморазвивающейся при ведущей роли внутренних противоречий. Рассмотренные зако-ны диалектики с трех различных сторон характеризуют развитие: закон диалектической про-тиворечивости — источник , импульс, развития; закон перехода количества в качество — меха-низм возникновения новых качеств; закон отрицания отрицания — характер и форму прогрес-сивно направленных изменений. Первый закон дает ответ на вопрос: почему совершается развитие?, второй — на вопрос: как происходит развитие?., третий — на вопрос: каков характер поступательного развития?. Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга , вплоть до полного слияния. Их единство многранно. Основа этого -взаимодополнение в развитии.
Основные принципы и законы материалистической диалектики были сформулированы классиками марксизма свыше ста лет назад. В XX веке революция в науке приобрела небы-валый размах, соединившись с технологией. В последние полвека коренным образом изме-нилась концептуальная структура и средства, а также методы научного познания. Для не-классической науки характерны — тенденция к целостному, систем ному исследованию раз-личных природных и социальных процессов, изучение эволюции и развития не только от-дельных систем, но и систем региональных, глобальных, раскрытие внутренних механизмов самоорганизации, лежащих в основе этого развития. Настало время всерьез заговорить о но-вой форме диалектики, сопоставив новые представления о системности и самоорганизации , новое понимание и объяснение в науке с принципами, законами и категориями диалектики. По-видимому, это единственный путь, по которому может идти философия, претендующая на научность. С точки зрения современной науки таким атрибутом становится самооргани-зация материальных систем, ибо именно она характеризует внутреннюю активность материи. Прежняя диалектика, ориентирующаяся на категориальный аппарат гегелевской диалектики, хотя и критикует механицизм и метафизику, но также не в состоянии адекватно объяснить процесс развития материальных систем. Данная форма диалектики имеет существенный не достаток: она сохраняет некоторые черты гегелевской диалектической формы, из которой она возникла. Для Гегеля, объективного идеалиста, развивается прежде всего мысль, идея, теория. Маркс и Энгельс материалистически преобразовали гегелевскую диалектику, неус-танно подчеркивая , что по законам диалектики развивается прежде всего сам объективный мир. Однако материалистическая интерпретация диалектики Гегеля не ознаменовалась рас-крытием специфических за конов, внутренних законов развития материального мира. По су-ти дела, и эволюционная теория Ч.Дарвина не раскрыла внутренних механизмов развития в живой природе, описав их на уровне феномена.
Что же касается неживой природы, то выводы тогдашней науки находи лис1. в резком противоречии с эволюционными идеями Дарвина /второе начало термодинамики/.Таким об-разом, сама идея развития не была органически связана с эволюцией и усложнением приро-ды в процессах ее самоорганизации. Чтобы понять механизмы подобной самоорганизации структур необходимо обратиться к неживой природе / образование песчаных дюн, циклонов, антициклонов и т. п./ Синергетика является на настоящий момент наиболее общей теорией самоорганизации систем, формулируя наиболее общие принципы самоорганизации на все,\» структурных уровнях материи. И.Пригожий, один из ведущих создателей этого подхода, свое понимание феномена самоорганизации связывает с понятием диссипативной структуры — структуры спонтанно во вникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примера ми таких структур являются образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости /т.н. ячейки Бенара/, \»химические часы\» /реакция Белоусова-Даботинского/, турбу-лентное движение. В книге И.Пригоиина и И.Стенгерс \»Порядок из хаоса\» процесс возник-новения диссипативных структур объясняется следующим образом. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы /например молекулы газа/ нахо-дятся как бы в состоянии гипнотического сна и в силу независимости друг от друга не спо-собны к образованию упорядоченных структур. Под воздействием же энергетических взаи-модействий с окружающей средой система переходит в неравновесное \»возбужденное\» со-стояние. Ее элементы начинают действовать согласованно, между ними возникает корреля-тивное, когерентное взаимодействие — диссипативная структура. Термин \»синергетика\» обра-зован от греческого \»синергия\», что означает содействие, сотрудничество. Именно \»совмест-ное действие\» характеризует процессы самоорганизации .Пригожин выдвинул принцип, со-гласно которому источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то , что \»порождает порядок из хаоса\» /Пригожин И.Стенгерс И. Порядок из хао-са.М.,1986,с.357./.
Категория порядка и беспорядка , почти не использовавшаяся в философии Нового времени, завоевывает внимание ученых. Происходит своеобразное возвращение к античной традиции, в которой понятие порядка и беспорядка было связано о пониманием процессов происхождения и развития мира. В наивно-эмпирическом взгляде античные мыслитель пы-тались понять , каким образом из первоначального хаоса возникает космос — единый целост-ный и упорядоченный мир. Санергизм позволяет приблизиться к пониманию, почему вопре-ки действию закона возрастания энтропии /второй закон термодинамики, непреложность ко-торого признается учеными/, окружающий нас мир демонстрирует высокую степень органи-зации и порядка. На протяжении веди истории развития Вселенной происходит непрерывное усложнение организации структурных уровней материи, и сам процесс развития носит явно направленный характер. Современный синергизм может по служить своего рода апологией, защитой и объяснением организованности, упорядоченности и целостности мира в его раз-витии. Рассмотрение соотношение между классической, ньютоновской динамикой и стохас-тическими , вероятностными процессами показывает , что они не противоречат друг другу. Особенно ясным это стало в 60-х годах, после появления работ советских математиков А.Н.Колмогорова и В.И.Арнольда. Природа вероятности обусловлена внутренней неста-бильностью динамических систем. Рост энтропии обусловлен самой динамической структу-рой нашей Вселенной. В современной картине мира должен быть преодолен дуализм, проти-воречие между \»физикой существующего\» и \»физикой возникающего\». Физика со времен Ньютона, считает Пригожин, своей задачей ставила достижение такого понимания Реально-сти, при которой изменения объектов описывались как строго детерминированная эволюция начальных состояний. В динамике — классической, квантовой, релятивистской — время опи-сывается как внешний признак, не имеющий выделенного направления, что не позволяет ус-тановить различие между прошлым и будущим /См.:Пригожин И. От существующего к воз-никающему.М.,1985, с.217-218./. Важной проблемой в этой связи является согласование де-терминистического и вероятностного подхода к эволюции и развитию. Идеи синергетики не являются универсальными, но значительно углубляют концепцию детерминизма в ее связи с развитием, эволюцией живого и неживого. В XIX веке появляется, новое умонастроение : Разум и разумная деятельность должны быть включены в единый анализ процессов развития. Русский космизм, а затем и В.И. Вернадский видели в человеке — носителе разума, не только зрителя мирового процесса, но и его участника. Так возникает принцип антропности, а затем в связи с ним принцип совместного коэволюционного развития природы, космоса, человека. Разум, рожденный на Земле, способен расширить сове взаимодействие с природой и внут-ренне изменить, одухотворить своего носителя человека. Разуму придется создавать новые принципы этики и морали, чтобы преодолеть \»дуализм исполнителя и наблюдателя\» : Разум для своего развития должен из зрителя и наблюдателя все больше превращаться в участника мирового процесса развития, превращая этот дуализм в единство.
Выражением этого единства, его поисков в определенной степени является в современ-ной научной картине мира идея глобального эволюционизма. Однако статус этой идеи, сфера ее применимости, в отличие от философской идеи развития, уже, она не охватывает \»все ми-ровое целое, а лишь область естественно — научного знания. Специфический для научной картины язык выражения идей глобального эволюционизма находится в стадии становления. Одним из важнейших аспектов этой проблемы является антропный принцип.

Детерминизм и развитие как фунцаментальные принципы бытия Лекция №10: 1 комментарий

  • 30.03.2010 в 17:32
    Permalink

    а вполне не плохо написанно, спасибо, помогло! =)

    Ответ

Добавить комментарий для КысЯ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest