Лекция 2. Социально-политические и этнокультурные процессы общественного развития восточных славян. Становление русской государственности
Лекция 2. Социально-политические и этнокультурные процессы общественного развития восточных славян.
Становление русской государственности 9-11 века
ТЕМА 2. Социально-политические и этнокультурные процессы
общественного развития восточных славян.
Становление русской государственности (IX–XI вв.)
Как особый народ славяне под именем склавинов и антов впервые достоверно упоминаются в VI в. готским историком Иорданом и византийскими авторами Прокопием Кесарийским, Маврикием, Менандром. Существует историографическая традиция видеть первые сведения о славянах в упоминаниях римскими авторами I в. н.э. (Плиний Старший, Тацит) народа венедов (венетов). Эта традиция основана на сообщении Иордана, что склавины и анты происходят из венедов. Однако всё возрастающий объём археологических материалов позволяет под венедами I пол. I тыс. н.э. видеть, скорее, ещё слабо дифференцированную этническую общность предков славянских и балтских племен 2 пол. I тыс. Среди различных теорий о "прародине" склавинов, т.е. месте расположения региона первоначального формирования этого этноса, в последние десятилетия XX в. доминировала теория висло–одерской "прародины" (в бассейне рек Вислы и Одера). В настоящее время специалисты, занимающиеся этой проблемой, всё более склоняются к мнению о первоначальном формировании славян в бассейне нижнего Дуная под влиянием провинциальноримской (византийской) культуры. Очевидно, часть общего неразделенного массива праславяно–балтских племен Восточной Европы, проживавшая на границе с Византийской империей, в итоге культурного влияния Империи осознала себя как новый этнос. Первой достоверно славянской археологической культурой была культура типа Прага – Корчак (праго-корчакская), существовавшая в юго-восточной части Центральной Европы в VI-VII вв. Свое название культура получила по месту раскопок у чешского города Прага и с. Корчак на Украине. Все новое в этой культуре восходило к подражаниям провинциальноримским образцам. Основным занятием славян было земледелие. Занимались они и скотоводством, главным образом – домашним. Большую роль играли охота и рыболовство. Славянские поселки были двух типов – неукрепленные (села) и укрепленные (грады), остатками которых являются археологические городища, окруженные земляными валами – остатками рухнувших деревянных оборонительных стен, заполненных землей. Наиболее ранние жилища славян – это полуземлянки, с прямоугольными котлованами размерами от 2x4 до 3x6 м, которые перекрывались сверху деревянными срубами. Отапливались эти постройки простейшими печами, сделанными в виде перекрытого каменным или глинобитным сводом очага.
Своих покойников славяне хоронили по обряду кремации (трупосожжения), над остатками которой насыпали земляной курган. Известны кремация "на месте" и кремация "на стороне", после которой остатки кремации собирали в глиняный горшок, высыпали или помещали вместе с горшком в нижней, средней или верхней части кургана. Часто курган служил коллективной родовой усыпальницей и формировался за счет подсыпок в ходе нескольких погребений. Славянские религиозные воззрения, так называемое "язычество", базировались на общем индоевропейском религиозном мировоззрении. Центрами поклонений являлись святилища (капища), на которых росли священные дубы, либо устанавливались каменные, чаще – деревянные, изображения богов (идолы). Священным животным у славян была свинья. Наиболее ранним верховным божеством, очевидно, был Род, символом которого служило дерево дуба.
Наиболее ранняя форма общественной организации славян – кровнородственная (родовая) община, которая постепенно трансформировалась в соседскую (территориальную) общину. Однако основными составляющими элементами территориальных общин служили большие патриархальные семьи – единый хозяйственный коллектив. Судя по небольшим размерам жилищ, в рамках патриархальных семей существовали моногамные семьи, как отдельные супружеские коллективы.
Из ремесел основными были – металлургическое (плавка железа в домницах), кузнечное, обработка цветных металлов (ювелирное), косторезное и кожевенное. Важной отраслью хозяйства было бортное (лесное) пчеловодство.
Очевидно, приход в последней четверти VII в. тюрок–болгар во главе с ханом Аспарухом на нижний Дунай, послужил отправным моментом для расселения славян по просторам Центральной и Восточной Европы.
На территории будущего Древнерусского государства наиболее ранние славянские памятники археологии датируются VI–VII вв. и относятся к восточной части ареала культуры Прага – Корчак – бассейну р. Буг и восточному Прикарпатью. Очевидно, название их населения было "дулебы": "Дулебы живяху по Бугу, где ныне волыняне" («Повесть временных лет»). В формировании этнического облика этого племени помимо славян приняло участие более раннее кельтское население Прикарпатья. Южнее – в бассейне рек Днестра и Прута расположены археологические памятники синхронной культуры типа Пеньково. Обычно их связывают с антами, упоминавшимися Иорданом и другими авторами VI в. В формировании этой славянской культуры заметно влияние сарматского (иранского) населения.
"Повесть временных лет", написанная в начале XII в., упоминает ряд славянских племенных объединений Восточной Европы, которые вошли в состав Древнерусского государства. Данные археологии подтверждают летописную информацию. В лесостепном ареале среднего Поднепровья проживало "племя" полян, севернее – в зоне лесов – древляне (деревляне) и в районе так называемого "Полесья", в бассейне р. Припять – дреговичи. Материальная культура этих объединений была единой, а их названия, буквально обозначавшие районы расселения – поля, леса и "дрегву" - болота, очень архаичны и, очевидно, отражали регионы расселения первоначально единой племенной группы (археологическая культура типа Луки Райковецкой). Южнее – по Днестру и "до моря" расселились уличи и тиверцы. Со 2 пол. VIII в. по левым притокам Днепра расселилось племенное объединение "Север" (северяне). В сложении их этнического облика приняли участие кочевые алано–болгарские (ирано-тюркские) племена. В IX–X вв. часть северян освоила бассейн верхней Оки и, смешавшись с местными балтскими племенами, образовала "племя" вятичей. Часть северян в это же время продвинулась на север и стала известна в бассейне р. Сож (юго-восточная Белоруссия) как радимичи. Бассейн р. Волхов осваивался так называемыми "словенами новгородскими" с территории польского Поморья. Это известно по данным антропологии и орфографии новгородских берестяных грамот. Они смешивались с местными финно-угорскими племенами. Территория современной Белоруссии, Смоленской области, юго-западной части Московской области и вплоть до рязанского Поочья была колонизирована кривичами (буквально: кровные – родные). Эта группа восточных славян сформировалась при сильном влиянии автохтонных балтских племен. Очевидно, под балтским влиянием у кривичей и вятичей сформировался обряд захоронения остатков кремации в домовинах – небольших деревянных ящиках, размещавшихся в основании кургана, ближе к краю (могильник у с. Тризново Щекинского района Тульской области). В VII–IX вв. славянские племена Восточной Европы были вовлечены в международную транзитную торговлю, которая осуществлялась по водным артериям Волхова, Западной Двины, Днепра, Волги и Дона между скандинавами, славянами, финно–уграми, Византией, Хазарским каганатом и Арабским халифатом. Славяне "попадают на строки" сочинений арабских авторов Ал Масуди, Ибн Фадлана, Ибн Хордадбеха, Гардизи, Ибн Руста, носивших красивые названия: "Золотые луга и россыпи самоцветов", "Промывальни золота и рудники самоцветов". В обмен на пушнину, рабов и зерно в славянские земли с VIII в. началось массовое поступление арабских серебряных монет, украшений (большинство из которых составляли стеклянные, реже – каменные бусы). Колонизация восточноевропейских просторов и участие в международной торговле активизировали процесс общественного развития славян. Не позднее VIII – IХ вв. у славян в итоге распада родоплеменного строя формируется так называемая "военная демократия" – предгосударственная фаза общественного развития. Катализатором этого процесса являлось политическое и культурное влияние на славянские племена Хазарского каганата – первого государства Восточной Европы, существовавшего с сер. VII в. по 2 пол. X в. Центром образования этого государства были предкавказские и прикаспийские степи. Господствующим этносом - тюрко-язычные хазары. Два другие основные этносы, составлявшие большинство населения государства – потомки ирано-язычных сарматов – аланы и болгары – тюрки. Исследования советских археологов во 2 пол. XX в. (М.И.Артамонова, С.А.Плетнева) показали высокий уровень развития городской культуры в каганате. Его столицей был город Итиль на Волге (Итиле), археологические остатки которого пока не найдены. Второй по значению город государства – Саркел, крепость которого была построена в 835 г. византийским инженером Петронасом на р. Дон (археологическое Левобережное Цимлянское городище). В 730 – 731 гг. хан Булан в качестве государственной религии принял иудаизм. Древнейшая русская летопись XI в. зафиксировала в форме придания "о хазарской дани" информацию о вхождении в VIII – IХ вв. полян, северян и вятичей в состав Хазарского каганата. Возможно, что Киев как город сформировался на окраине этого государства. Византийский император и историк Х в. Константин Багрянородный в своем сочинении "Об управлении империей" привел хазарское название Киева – Самбатас, что значит "предел земли". В Х – ХI вв. в Киеве был квартал "Козаре", а русские князья еще в ХII в. использовали титул "каган".
Другим центром политического и культурного влияния на славянские племена Восточной Европы в кон. I тыс. н.э. был Скандинавский полуостров. VIII– XI вв. в истории Европы носят название "эпохи викингов". В итоге демографического взрыва и лимита плодородных земель на Скандинавском полуострове молодые люди из германских племен, населявших этот регион – предки датчан, норвежцев и шведов объединялись в дружины под властью конунгов (князей) и занимались грабежом и торговлей на обширных просторах Европы и Передней Азии. В качестве средств передвижения эти дружины "викингов" (морских разбойников) использовали небольшие морские и речные судна. В Западной Европе этих людей знали под именем "норманны", на Руси – как "варягов" (от сканд. varingjar – воин - наемник). Скандинавскую этимологию имеет и термин "русь" – гребцы. Об этом сообщала и древнейшая русская летопись XI в.: "И от тех Варяг, находник тех, прозвашася Русь, и от тех словет Русская земля; и суть новгородские люди до днешняго дни от рода варяжска". Первые известия о "руси" относятся ко 2 трети IХ в.: в 839 г. ко двору французского короля Людовика Благочестивого прибыли послы от византийского императора, в т.ч. люди из народа "рос". В них французские придворные опознали тех самых "норманнов", которые разоряли набегами северное побережье Франции. В 843 – 844 гг. "русь" совершила нападения на Ал–Джезир – арабский порт в Гибралтарской бухте и г. Севилью. Во Францию и Испанию дружины "руси" попадали, двигаясь по так называемому "кружноевропейскому" пути из скандинавских фьордов по рекам Восточной Европы, далее по Каспийскому либо Черному морям, через территорию Византийской империи и Средиземное море.
"Первое движение скандинавов на юг надо отнести к 30-м годам IХ в. – это и была Русь. … Под этим именем их узнали и южная Россия и … греки и Византия" (А.Е.Пресняков). Вторая волна движения скандинавов в Восточную Европу относится к сер. IX в. Руссы утверждаются в городах Ладоге, Изборске, Полоцке, Белоозере, Ростове, на новгородском Городище. Формы этого утверждения достоверно не ясны. Древнейшая русская летопись, составленная в XI в., сохранила придание о том, что "имаху дань Варязи из заморья на Чюди и на Словенех, на Мери и на Веси и на Кривичех". Позднее названные славянские и финно–угорские племена в итоге восстания освободились от власти варягов, однако, с целью урегулирования возникших племенных распрей "призвали" себе на княжение варяжских конунгов Рюрика, Синеуса и Трувора. В летописи это событие датировано 862 г.
Хорошо известно, что первая русская летопись была написана лишь в XI в. на основе устных сказаний, бытовавших, скорее всего, в дружинной среде. Первоначальный летописный текст не содержал датировки событий. Разбивка текста на статьи с указанием года событий была сделана лишь в конце XI – начале XIIвв. Поэтому информация сохранившихся русских летописей о событиях IX–X вв.- легендарна, а датировка событий – весьма условна. Судя по археологическим материалам, скандинавские поселения в бассейне р. Волхов возникли ранее славянских. 2 пол. VIII–IX вв. датируются наиболее ранние слои Ладоги и так называемого "Рюрикова" городища около Новгорода. В шведских сагах (сказаниях) эти поселения были известны как Aldoga и Holmgard. Арабский автор IX в. Ибн Руста упоминал Holmgard как "Остров руссов". И позднее - лишь в Х в. возник Новгород, само название которого свидетельствовало о его вторичности по отношению к какому–то более раннему поселению. Арабский автор 2 четв. IX в. Гардизи писал: "Много людей из славян приходят к руссам и служат им, чтобы этой службой обезопасить себя".
В июне 860 г. "злоубийственный скифский народ, называемый рос, через Эвксинское (Черное) море прорвался в залив, напал на остров Теревинт" на территории Византии, но был отбит императорской армией. Нападение руссов было совершено на 200 судах. Русский летописец связал византийское известие об этом походе с именами киевских князей Аскольда и Дира. Арабский автор той эпохи Ал Масуди также упоминал славянского князя Ал Дира – восточного соседа Чехии. Следует отметить, что, во–первых, Аскольд и Дир – имена скандинавские, во–вторых, ряд деталей их упоминания в источниках позволяют говорить о разновременности княжения этих правителей в Киеве. Тем не менее, поход 860 г. – первое достоверное свидетельство о существовании в Поднепровье русской военно-политической организации. Важно, что этот поход, очевидно, был следствием событий арабо-византийской войны, в которую косвенно были вовлечены и русские дружины. Арабские источники посл. четв. IХ в., по словам А.Е.Преснякова, "уловит … момент, когда разбойничья торгово-промышленная колония варягов стала втягивать в организацию под своей властью местных славян и врастать в их среду". Так, Ибн Хордадбех писал: "Русы – а они из славянских племен – приходят из отдаленнейших областей Саклаба (страны славян) к Румскому (Черному) морю и тут продают шкуры бобра, черной лисицы, а также мечи". Существование в Восточной Европе двух крупных торговых артерий на знаменитом пути "из варяг в греки" – по Днепру и Волге вело к созданию системы политического контроля над узловыми пунктами этого пути – образованию крупных дружинных поселений в Ладоге, в Полоцке и на Западной Двине, около современного с. Гнездово Смоленской области в верховьях Днепра, в Киеве, в верховьях Волги около современного с. Тимерево Ростовской области. На втором этапе происходит объединение ряда таких политических центров под единой властью – образование Древнерусского государства. Возможно, первым русским князем, объединившим власть над северными славянскими территориями и киевскими полянами, был Олег (сканд. Хельгу) – личность исторически достоверная. Русская летопись облекла этот факт в форму легенды об убийстве Олегом в Киеве Аскольда и Дира, а само событие датировало 882 г. Напомним, что информации и хронологии русских летописей в отношении событий IX-X вв. доверять не следует. Более достоверные византийские источники о Русском государстве этого периода, к сожалению, немногочисленны. Однако они очень важны для раннерусской истории. Во-первых, это сохранившийся в русском летописании переписанный текст договора между князем Олегом и византийскими императорами Львом и Александром. Договор по косвенным признакам датируется 911 г. С русской стороны, он был заключен от имени "Олега, великого князя русского" и "от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князя и его великих бояр", 15-ти послов, все имена которых скандинавские: они названы "от рода русского". Это первое сохранившееся известие о факте официального признания Восточной Римской империей (Византией) Русского государства. Во-вторых, этот текст подобного договора, сохранившегося также в русских летописях, но более позднего – 944 г., заключенного между византийскими императорами Романом, Константином, Стефаном и великим князем русским Игорем. Под властью Игоря договор называет "всякое княжье и все люди русския земли". Названы "от рода русского послы и гости": Ивор – посол Игоря, великого князя русского; Вуефаст – посол Святослава, сына Игорева; послы от Ольги, жены Игоря, от племянников Игоря и других членов семьи великого князя. Характерно, что по сравнению с договором 911 г., где все названные имена – скандинавские, в договоре 944 г. – часть имен славянские: Святослав, Володислав, Предслава. Это отражение процесса ассимиляции скандинавских дружинников в славянской среде. Третий византийский источник о Русском государстве середины Х в. – сочинение византийского императора и писателя Константина Багрянородного "Об управлении империей", где в гл. 9, написанной около 944 г., приведено описание политического и экономического механизма государства руссов. Константин Багрянородный различал руссов и зависимых от них славян – "пактиотов" (пакт - договор). Городами руссов названы: Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород, Киев. "Когда наступает ноябрь месяц, выходят их князья со всеми руссами из Киева и отправляются в полюдье, а именно в славянские страны тиверцов, дреговичей, северян и остальных славян, которые платят дань руссам; они кормятся там в течение целой зимы, а когда в апреле месяце лед на Днепре опять проходит, спускаются в Киев, затем приобретают … свои однодревки (моноксилы), снаряжают их и отправляют в Византию" с целью продажи дани, собранной в ходе полюдья. Внутренней сути Древнерусского государства как распространения княжеских суда и дани на племенные территории посвящена классическая работа А.Н.Насонова ««Русская земля» и образование территории Древнерусского государства» (М., 1951). Центрами сбора дани, через которое проходило княжеское полюдье были погосты (от слова "гостить" - пребывать). Русская летопись установление погостов связала с именем княгини Ольги: "Иде Ольга к Новугороду, и устави по Мсте погосты и дань". Хотя еще ее муж князь Игорь "нача грады ставити, и дани устави Словеном и Варягом даяти, и Кривичем и Мерям". Именно в "грады" (города) постепенно превращались многие погосты. Сельская округа, которая в податном и судебном отношении зависела от конкретного "града" ("тянула" к нему), была его волостью (от слова "власть"). В территориально–административном отношении Русское государство было суммой волостей с их центральными городами.
Следует отметить, что наши знания о князьях Олеге, Игоре и княгини Ольге скудны и легендарны. Не ясно, были ли Олег и Игорь независимыми друг от друга князьями, соправителями или Олег в какие-то периоды подчинялся Игорю. Можно лишь констатировать, что предание называла Игоря сыном Рюрика, женой Игоря (сканд. Ингварь) была Ольга (сканд. Хельга), и у них был сын Святослав. Предания сообщали о походах Олега и Игоря на Византию, об убийстве Игоря древлянами при попытке князя собрать с них дань вторично, о мести Ольги древлянам, когда ее дружина "взяша город (Искоростень) и пожьже и старейшины же города ижьже и прочая люди, овех изби, а другия работе преда мужем своим, а прок остави их платити дань". По сочинению Константина Багрянородного "Описание императорского церемониала" известно о посещении в 957 г. византийского императорского двора княгиней Ольгой, которую сопровождала значительная свита. По другому, западноевропейскому, источнику известно, что в Константинополе Ольга приняла крещение под именем Елена. Год ее крещения и обстоятельства не известны.
Отдельно следует остановиться на так называемой "норманской" проблеме, суть которой состоит в выяснении степени участия скандинавов в образовании Русского государства. Впервые эта проблема была выделена еще М.В.Ломоносовым. К настоящему времени комплекс известных письменных и археологических материалов свидетельствует о самом активном участии скандинавов в начальной русской истории. С другой стороны, известно, что извне принести государственность невозможно. Как писал в начале ХХ в. А.Е.Пресняков: "Образование русского княжества было одним из ранних явлений того же порядка, как позднее образование нормандского герцогства на севере Франции (911 г.) или нормандских владений в Южной Италии. И всюду норманны быстро втягивались в местную культуру, становились итальянцами в Италии, французами в Нормандии, ославянивались на Руси". В 960-х годах испанский еврей Ибрахим Ибн Якуб сообщал, что норманны, покорив славян, смешались с ними и усвоили их язык.
Параллельно шел процесс вовлечения русской дружины в сферу христианской культуры. Уже в договоре с Византией 944 г. упомянуты дружинники – христиане, у которых была своя церковь св. Илии в Киеве: "Се бо бе сборная церковь, мнози бо беша варязи и козаре христиани". Источником христианского влияния на Руси во 2 пол. Х в. была не только Византия, но и Болгария.
Вторая половина 60-х начало 70-х годов Х в. ознаменовались активной внешней экспансией молодого Русского государства. В период 964-966 гг. князь Святослав совершает походы на подвластных Хазарскому каганату вятичей, ясов (аланов) и касогов, разоряет второй по значению город этого государства – Саркел в низовьях Дона. В 968 – 969 гг. какая-то русская дружина (очевидно – не подвластная Святославу, а базировавшаяся в верховьях Волги около современного пос. Тимерево) подвергла разгрому хазарские города на Волге – Булгар, Семендер и столицу Итиль. Каганат как государство перестал существовать.
В 968 г. Святослав в итоге соглашения с Византией совершил поход в Болгарию. После поражения болгарской армии под Доростолом в Силистрии Святослав занял г. Переяславец. Русская летопись привела резюме внешнеполитической программы князя: "Хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть средина земли моей, яко ту вся блага сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь – сребро и кони, из Руси же – скора (мех) и воск, мед и челядь". Византийское правительство, опасаясь активности Святослава, спровоцировало поход печенегов на Киев. Святослав возвратился в Киев, но после отражения печенегов уже в союзе с болгарами, венграми и печенегами в 969 – 970 гг. вторгся на территорию Империи, разоряя Фракию и Македонию. В 971 г. Святослав был осажден в крепости Доростол на Дунае. После 3-х месячной осады крепости русский князь заключил с императором Иоанном Цимисхией в 972 г. договор о мире, выгодный Империи. Войны Святослава в Болгарии подробно описаны в "Истории" его современника Льва Диакона. В итоге этих событий Восточная Болгария была присоединена к Византии, а князь Святослав, возвращаясь в Киев, был убит у днепровских порогов печенегами (972г.). Хан Куря оковав череп знаменитого князя–воина "серебром", сделал из него чашу. Еще ранее, около 969 г. умерла мать Святослава – княгиня Ольга.
Князь Святослав, отправляясь во 2-ой "болгарский" поход, оставил княжить в Киеве своего сына Ярополка, сына Олега – в Овруче, центре Древлянской земли, а сына Владимира, рожденного от княжеской ключницы Малуши (сканд. имя - Мальфред), отправил на княжение в Новгород. Начальная русская летопись сохранила придания об усобицах, начавшихся после смерти Святослава между его сыновьями. В основе этой борьбы лежало древнее семейное право, признававшее равенство братьев в наследовании имущества и владений отца, в данном случае – Русской земли. Победителем из братоубийственной войны вышел Владимир, убив около 978 г. Ярополка и став княжить "в Киеве един". Олег еще раньше погиб в сражении. Характерно, что в своей борьбе Владимир опирался на наемную скандинавскую дружину, которая после победы князя стала ему не нужна и была отправлена "в греки". Важно, что князь Владимир не только объединил под своей властью Новгород и Киев, но и утвердился в Полоцке, убив местного варяжского князя Рогволода, а его дочь Рогнеду насильно взяв в жены. Полоцк был крупным городом на Западной Двине, и теперь под властью Русского государства оказался весь участок водного торгового пути между Новгородом и Киевом. За время своего киевского правления (978 – 1015 гг.) Владимир совершил ряд походов на славянские племена радимичей, вятичей, на балтов–ятвягов, на камских болгар, воевал с Польшей из–за так называемых "Червенских" городов (совр. Западная Украина). Территория Руси постепенно расширялась, главным образом, за счет строительства крепостей – опорных пунктов княжеской власти на территориях постепенно покоряемых "племен". Известно, что на племенной территории северян и с целью укрепления южной границы государства от набегов тюркских племен печенегов князь Владимир "нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне". Воинские контингенты крепостей набирались из "муж лучших от словен и от кривич и от чюди и от вятич". Такой политикой переселения представителей племенной верхушки князь Владимир подрывал основы местного (племенного) сепаратизма. На новых местах "мужи лучшие" становились представителями и опорой княжеской власти. Они собирали дань с населения, проживавшего на территории волости (власти) того или иного киевского "града", исполняли судебные функции и одновременно защищали подвластных им жителей. Таким образом шло формирование местных (территориальных) военно–служилых корпораций. Члены этих корпораций назывались "боярами".
Все древнерусские города, может быть за исключением Киева и Новгорода, возникли не из племенных центров, а из княжеских крепостей, строившихся на покоряемых территориях. Первоначальной функцией русских городов было их военно-административное значение. Торгово-ремесленные функции были вторичны. По сути, русские города Х–ХI вв. – это коллективные поселки бояр, защищенные дерево-земляными укреплениями. Собирая дань и располагая крупными денежными суммами (либо их материальным эквивалентом), именно бояре сосредоточили в своих руках городскую торговлю. Первые ремесленники проживали на боярских усадьбах. Особенно хорошо процесс монополизации торговли, ремесла и ростовщичества боярскими семьями изучен по материалам раскопок Великого Новгорода (исследования В.Л.Янина).
Древняя Русь в Х – ХI вв. была раннефеодальным государством. "Феод"- позднелатинское название земельного пожалования господина своему вассалу (свободному слуге) при условии службы вассала господину (сеньору). На Руси вассалами князя были его дружинники–бояре, как непосредственно входившие в личный отряд воинов – "гриди" (или младшая дружина), так и проживавшие в других городах. Именно бояре составляли основу слоя феодалов. Постепенно слой феодалов увеличивался за счет разраставшегося в ХI – XII вв. потомства князей – Рюриковичей, и – после крещения Руси – за счет высших иерархов церкви. Феоды на Руси в Х – XI вв. были не земельные, они заключались в пожаловании феодалам части дани, собираемой с населения государства, либо в пожаловании должности, главным образом, оплачиваемой той же данью. Отсутствие на Руси до конца ХI в. частной феодальной земельной собственности характеризуется как ранний феодализм.
Следует отметить, что в Х – XI вв. "Русью" или "Русской землей" называли лишь центральную часть государства – среднее Поднепровье. Распространение этого названия отставало от реального расширения границ государства. Отдельный вопрос составляет уровень общественной организации так называемых восточнославянских "племен", которые далеко не сразу вошли в состав Русского государства. Длительное противостояние (например с вятичами – до кон. ХI в.) ряда "племен" (северяне, радимичи, вятичи) с Русью, наличие на их территориях собственных "градов" позволяют утверждать о наличии протогосударственной организации в Х – ХI вв. и у ряда славянских территориально-племенных объединений Восточной Европы.
Ко времени правления князя Владимира относится и так называемое "крещение" Руси – принятие в Русском государстве в качестве официальной религии христианства. Точное время этого события и его обстоятельства достоверно не ясны. Содержащиеся в летописной "Повести временных лет" корсуньская легенда и легенда "об испытании вер" были составлены, примерно, через 100 лет после самого события. Скорее всего, князь Владимир крестился в 987 г. в Киеве. Известно, что русский корпус воевал в составе малоазиатской армии Византийской империи с 988 г. в итоге какого-то русско-византийского соглашения. Наиболее вероятно, что в 989 г. князь Владимир овладел византийским городом Херсонесом в Крыму и женился на Анне – сестре византийского императора Василия II. В 990 г. Владимир заложил в Киеве каменную церковь св. Богородицы (Десятинная церковь), а в 996 г. ввел церковную "десятину" - отчисление на нужды церковной организации 10-й части государственных доходов. А.А.Шахматов и М.Д.Приселков выявили в источниках информацию о важной роли в принятии Русью христианства, в первую очередь, не Византии, а Болгарии. Первым архиепископом киевским был Анастас, в 20-е годы XI в. эту должность занимал Иоанн. Позднее, при киевском князе Ярославе Владимировиче (Мудром) в 1037 г. в Киеве была учреждена митрополия. Русские епископы и митрополиты утверждались на должность византийским патриархом. Согласно русской летописи, князь Владимир "нача ставити по градом церкви и попы" и "нача поимати у нарочитые чади дети и даяти нача на ученье книжное". Суть раннего русского христианства состояла в вере, что крещенные люди безусловно спасены, в большом "религиозном оптимизме". Милостыня была главной заповедью этого учения. Сохранились сведения европейского хрониста Титмара Мерзебургского о том, что князь Владимир выкупал пленных и кормил их.
При жизни Владимира его сыновья на правах наместников княжили в городах: Вышеслав, позднее Ярослав – в Новгороде, Изяслав – в Полоцке, Святополк – в Турове, Ярослав, позднее Борис – в Ростове, Судислав – в Пскове, Глеб – в Муроме, Всеволод – во Владимире Волынском, Мстислав – в Тмутаракани (совр. Керчь), Святослав – в Смоленске. В 1015 г. Ярослав перестал платить в Киев положенные от Новгорода 2000 гривен. Владимир собрался в поход на Новгород, но 15 июля 1015 г. умер. На Руси началась крупная усобица. Ярослав для похода на Киев традиционно нанял скандинавскую дружину. Но в итоге конфликта варягов с новгородскими боярами погибла значительная часть и тех и других. Ярослав нуждался в воинах, и потому с целью юридического урегулирования новгородско-скандинавских противоречий был составлен первый русский свод законов – ранняя редакция "Русской правды". В 1019 г. рать Ярослава нанесла поражение рати Святополка, который погиб в битве. Ярослав утвердился на княжеском "столе" Киева. Летописная традиция приписала князю Святополку убийство своих братьев Бориса и Глеба, позднее канонизированных и ставших первыми русскими святыми. Святополк получил эпитет "Окаянный". Однако шведская "Сага об Эймунде" убийцей братьев называет Ярослейва, в котором легко угадывается князь Ярослав. Борьба за власть происходила в очень жестких формах. Ярославом был посажен "в поруб" его брат Судислав (в 1037 г.), освобожденный племянниками лишь 24 года спустя. В 1024 г. в битве у г. Листвен (Лиственская битва) сошлись полки князя Ярослава и его брата князя Мстислава Тмутараканского. Характерно, что центральный полк войск Ярослава составляли наемные варяги во главе со слепым Хаконом (Якуном), а центральный полк войск Мстислава подвластные ему северяне. После сражения между братьями было достигнуто соглашение о разделе "Русской земли" по Днепру. Земли к западу от реки с центром в Киеве остались под властью Ярослава, а земли восточнее Днепра составили владения Мстислава с центром в Чернигове. Характерна преемственность с государственной традицией Хазарского каганата. Мстислав, владея одним из прежних городов каганата – Тмутараканью (хазарское название Самкерц), получил под свою власть земли племенных объединений, входивших в каганат – северян и радимичей. Полоцк и Витебск находились под властью внука Ярослава – Брячислава Изяславича. В 1036 г. Мстислав заложил в столице своих владений – городе Чернигове "каменный" храм св. Спаса. В этом же году он умер. Ярослав, посадив в тюрьму Судислава, объединил под своей властью все земли государства (полоцкий князь был его вассалом). В 1036 г. под стенами Киева русские войска Ярослава нанесли крупное поражение печенегам. На поле сражения в 1037 г. был заложен кафедральный храм св. Софии (Премудрости божьей), была построена новая линия киевских городских укреплений: "Заложи Ярослав город великий, у него града суть Златые врата, заложе же и церковь святые Софья, ... церковь на Золотых воротех св. Богородица благовещенье, … св. Георгия монастырь и церковь св. Ирины". Христианское имя жены Ярослава – шведки Ингигерды было Ирина. В 1037 г. в Киеве была учреждена митрополия, при ней была создана первая русская летопись – так называемый "Древнейший свод", ставший основой "Повести временных лет", составленной позже – в 1112 – 1113 гг. У Киева возник первый русский монастырь – Печерский, ставший позднее общерусским культовым центром. По словам летописца "и бе Ярослав любя церковныя уставы". Под его руководством строилась укрепленная линия на южной границе по реке Рось. На территории современной Эстонии была построена крепость Юрьев (совр. Тарту), названная по христианскому имени князя Ярослава. Русь как государство была признана не только Византией, но и европейскими королевствами – наследниками империи Карла Великого. Дочь Ярослава – Анна, выйдя замуж за короля Франции Генриха Капета, стала французской королевой и матерью короля Филиппа I.
В 1054 г. Ярослав умер, завещав Русское государство трем своим старшим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Фактически, в Киеве княжил Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле Южном – Всеволод, во Владимире Волынском – Игорь, а в Смоленске – Вячеслав. Но многие общегосударственные вопросы решались коллективно Изяславом, Святославом и Всеволодом. В 1067–1071 гг. происходила борьба между этим киевским триумвиратом и их родственником – полоцким князем Всеславом Брячиславичем. Киевские князья, заманив Всеслава в Киев, посадили его "в поруб". Однако события приняли неожиданный оборот. В итоге восстания киевской городской общины Изяслав был изгнан из города, а киевским князем городское вече избрало Всеслава. Вскоре Изяслав снова утвердил свою власть над Киевом, но уже в 1073 г. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава. В 1076 г. умер князь Святослав, похороненный в черниговском храме св. Спаса. Началась крупная усобица между потомками Ярослава Мудрого. В 1078 г. в сражении между русскими князьями на Нежатиной ниве под Черниговом погиб князь Изяслав. До 1093 г. в Киеве княжил Всеволод – отец известного князя Владимира Мономаха. Перед смертью князь Всеволод вызвал своего сына Владимира в Киев, намереваясь передать ему "стол". Однако дальновидный князь Владимир уступил Киев Святополку Изяславичу, "яко есть стол преже отца его был". В 1094 г. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу, а сам ушел "на стол отень Переяславлю". По инициативе Владимира Мономаха в г. Любече на Днепре в 1097 г. князья – потомки Ярослава Мудрого собрались на съезд (Любечский съезд), где с целью "устроенья мира" и "блюдения Русской земли" приняли важный юридический принцип: "каждый да держит отчину свою" (т.е. каждый князь наследует владения своего отца). И хотя сразу же после съезда с варварского ослепления князя Василько Теребовльского началась новая усобица, формально юридически произошло закрепление отдельных русских регионов – княжеств за представителями разных ветвей Рюриковичей. Первоначально Святополк Изяславич наследовал Киевское княжество, Владимир Всеволодович – Переяславское, Давыд, Олег и Ярослав Святославичи – Черниговское княжество, включая Муром и Рязань, Давыд Игоревич – Владимиро–Волынское, Володарь и Василько Ростиславичи – Галицкое княжество. Русь вступила в новый период исторического развития - классического (развитого) феодализма, который характеризовался раздроблением верховной политической власти на основе крупного землевладения (на Руси – княжеских домениальных волостей).
Литература
1. Григорьев А.В. Северская земля в VIII – начале XI века по археологическим данным.- Тула, 2000.
2. Насонов А.Н. "Русская земля" и образование территории Древнерусского государства. - М., 1951.
3. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI вв. - М.; Смоленск, 1995.
4. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. - М., 1993.
5. Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв. - СПб., 1996.
решил помочь и разослал пост в соц. закладки. надеюсь поднимется популярность.
Меньше будешь в интернете – здоровее будут дети ! Любая жизнь начинается с конца. Лучше хй в руке, чем п@да на горизонте … Лучше быть первой Майей, чем восьмой Мартой!.. Лекция – не эрекция. Отложим. (Студенческая мудрость).
Ужас