Двигатели установки летательных аппаратов
Лекция 5
1. Классификация ДУ.
2. Основные характеристики ДУ.
3. Ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ).
3.1. Основные элементы РДТТ, их назначение.
3.2. Компоновочные схемы РДТТ.
3.3. Топливо и топливные заряды РДТТ.
3.4. Корпус двигателя и его элементы.
3.5. Система воспламенения РДТТ.
3.6. Сопловые блоки РДТТ.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ.
1. Классификация ДУ.
2. Основные характеристики ДУ.
3. Ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ).
3.1. Основные элементы РДТТ, их назначение.
3.2. Компоновочные схемы РДТТ.
3.3. Топливо и топливные заряды РДТТ.
3.4. Корпус двигателя и его элементы.
3.5. Система воспламенения РДТТ.
3.6. Сопловые блоки РДТТ.
1. Классификация ДУ.
Двигательные установки (ДУ) разрабатываются для определенного ЛА в за¬висимости от требуемых характеристик по дальности, высоте и скорости по¬лета, подразделяются на реактивные и поршневые (рис. 1) и в общем случае со¬стоят из двигателя, топлива, систем подачи топлива, запуска, регулирования тя-ги двигателя.
Поршневые двигатели применяются (кроме самолетов) только на малораз¬мерных дистанционно-пилотируемых ЛА и дирижаблях, реактивные двигатели (РД) – на всех остальных классах ЛА.
Реактивные двигатели подразделяются на ракетные, воздушно-реактивные, комбинированные. Ракетные двигатели используют для создания тяги реактив¬ную струю газов, образующихся в камере сгорания двигателя без участия атмо¬сферного воздуха. Благодаря этому ракетные двигатели создают тягу, как в воздушной среде, так и в безвоздушном пространстве и в воде.
В ракетных двигателях возможно использование трех видов энергии: хими¬ческой, ядерной и солнечной. Химическую энергию выделяют вещества в про¬цессе реакции окисления (сгорания) или разложения. Ядерную энергию можно получить путем деления ядер тяжелых или путем синтеза легких элементов.
Химические ракетные двигатели используют в качестве топлива компо¬ненты, обладающие необходимым для горения запасом горючего и окислителя. Они делятся на жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), работающие на жид¬ком топливе, подаваемом в камеру сгорания из баков; ракетные двигатели твердого топлива (РДТТ), в которых топливо находится непосредственно внут-ри камеры сгорания, и смешанные (гибридные) двигатели, работающие на твердо-жидком топливе. Значительное возрастание удельного импульса тяги ракетных двигателей может быть достигнуто при использовании ядерных ис¬точников энергии и при электроракетных способах создания реактивной тяги. Такими двигателями являются ядерные ракетные двигатели и электроракетные двигатели.
В ядерных ракетных двигателях (ЯРД) тяга создается в результате истече¬ния из сопла рабочего тела (теплоносителя), нагреваемого в ядерном реакторе.
Электроракетные двигатели можно разделить на две группы: плазменные и ионные.
В плазменных ракетных двигателях (ПлРД) реактивная тяга создается пото¬ком плазмы, образуемой в результате нагрева газа до высоких температур (бо¬лее 5000 К). Для ускорения плазмы в плазменных двигателях применяется маг¬нитное поле.
В ионных ракетных двигателях (ИРД) реактивная тяга создается потоком ионов, ускоряемых с помощью электростатического поля (поэтому такие двига¬тели иногда называются также электростатическими ракетными двигателями). Для получения потоков ионов могут применяться плазменные или радиоизо¬топные источники ионов. Из всех рассматриваемых типов ракетных двигателей ионные двигатели имеют наивысший удельный импульс (наименьшие расходы массы топлива на 1 Н тяги).
Рис. 1. Классификация ДУ.
Общим недостатком электроракетных двигателей (особенно ионных) явля¬ется малая создаваемая ими абсолютная тяга. В связи с этим они могут эффек¬тивно применяться, главным образом, в системах ориентации искусственных спутников и космических кораблей, коррекции их скорости или траектории, а также для длительного разгона и торможения космических кораблей при меж¬планетных полетах.
В воздушно-реактивных двигателях (ВРД) для создания тяги используют атмосферный воздух, который перед поступлением в камеру сгорания двига¬теля сжимается и смешивается с топливом – керосином, водородом и так далее. В результате сгорания образуется высокотемпературная газовая струя, исте-кающая через сопло двигателя. ВРД подразделяются на турбореактивные с цен-тробежным или осевым компрессором (ТРД), двухконтурные турбореак¬тивные (ДТРД), турбовинтовые (ТВД), прямоточные (ПВРД) и пульсирующие (ПуВРД).
Комбинированные ракетные двигатели представляют собой устройства с элементами ракетных и воздушно-реактивных ДУ и подразделяются на ра¬кетно-прямоточные (РПД), твердого (РПДТТ), жидкого (РПДЖТ) и гибридного (РПДГТ) топлива; турбореактивные на твердом (ТРДТТ) и жидком (ТРДЖТ) топливе.
2. Основные характеристики ДУ.
Тяга двигателя есть результирующая сила давления продуктов сгорания на внутреннюю поверхность камеры сгорания и сопла за вычетом давления окру¬жающей среды на их наружную поверхность. Направление действия тяги об¬ратно истечению продуктов сгорания. Тяга – основная силовая характеристика любого РД. Она определяет летные возможности ЛА по дальности, скорости, маневренности и высотности полета….
Скачать полную версию работы
СКАЧАТЬ работу l-raketostroenie/lekcii_raketostroenie_05.rar