ТЕМА 4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ТЕМА 4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
4.1. Цели и функции государственного регулирования в смешанной экономике.
4.2. Основные формы государственного регулирования экономики.
4.3. Ограниченность государственного регулирования экономики. Разгосударствление и приватизация.
4.1. Цели и функции государственного регулирования в смешанной экономике.
Ограниченность рыночного саморегулирования в решении многих важных экономических и социальных задач требует на определенном уровне развития рыночного хозяйства вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования состоят в стимулировании экономического роста, поддержании экономической и социальной стабильности.
ТЕМА 4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
4.1. Цели и функции
государственного регулирования в смешанной экономике.
4.2. Основные формы государственного регулирования экономики.
4.3.
Ограниченность государственного регулирования экономики. Разгосударствление и
приватизация.
4.1. Цели и функции
государственного регулирования в смешанной экономике.
Ограниченность
рыночного саморегулирования в решении многих важных экономических и социальных
задач требует на определенном уровне развития рыночного хозяйства вмешательства
государства в экономику. Цели
государственного регулирования состоят в стимулировании экономического
роста, поддержании экономической и социальной стабильности.
Можно
выделить несколько этапов эволюции государственного регулирования. Долгое время
(XVII - середина XIX вв.) буржуазное государство играло роль ²ночного
сторожа², т. е.
ограничивалось обеспечением самых общих условий производства (прежде всего,
правовых норм), не вмешиваясь активно в сам производственный процесс. Начиная с
конца XIX в., экономика достигает такой степени сложности, что стихийное
рыночное саморазвитие начинает грозить острыми социально-экономическими
потрясениями. После "Великой депрессии" 1929-1933 гг. возникает
система постоянного и активного участия государства в управлении рыночным
хозяйством. На смену саморегулируемой рыночной экономике ("чистому
капитализму") приходит регулируемое рыночное хозяйство.
Можно выделить четыре основных концепции экономической
политики государства: классическую, кейнсианскую, неокейнсианскую,
неоклассическую (табл. 4.1.).
Таблица
4.1.
Основные
концепции государственного вмешательства в рыночную экономику
Концепции |
Представители |
Основные
положения |
Классическая (XVIII-нач.XIX
вв.) |
А.
Смит, Д.
Рикардо |
«Невидимая рука»
обеспечивает единство частных и общественных интересов, в том числе
эффективное распределение и использование
ресурсов, поэтому государственное вмешательство вредно |
Кейнсианская
1930-70
гг. |
Дж.
М. Кейнс |
Рыночный механизм себя
исчерпал, он не обеспечивает единства частного и общественного интересов, в
том числе полной занятости ресурсов, поэтому необходимо активное участие
государства |
Неокейнсианская 1960-
по н.в. |
П.
Самуэльсон |
Государство должно
стимулировать экономический рост, осуществлять планирование |
Неоклассическая 1960-по
н.в. |
М.
Фридмен, И.Фишер, Ф.Хайек, Г.Беккер, Т.Шульц |
Провалы правительства
опаснее, чем провалы рынка, поэтому вмешательство государства должно быть
минимальным |
В
современном хозяйстве государство выполняет следующие основные экономические функции, необходимые для сохранения и
развития рыночной системы:
1.
Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному
функционированию рынка (обеспечение "мягкой" инфраструктуры рынка).
2. Поддержание конкуренции, борьба с монополизмом.
3.
Перераспределение ресурсов для сбалансированного и стабильного развития
различных секторов экономики (структурная политика).
4.
Перераспределение доходов и богатства для смягчения социального неравенства.
Иными словами, государство стремится “очеловечить” рыночный механизм, сделать
его приемлемым для большей части общества.
Рассмотрим подробнее функцию перераспределения ресурсов.
Государство ²подправляет² рыночную
систему, перераспределяя ресурсы, тем самым реализуя общественный интерес в
ущерб некоторым частным интересам. Государство корректирует так называемые ²издержки
перелива²,
стимулирует ²выгоды
перелива² и
финансирует производство общественных благ.
Издержки ²перелива² или
отрицательные экстерналии – это внешние эффекты, которые затрагивают
интересы третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Например, химический
комбинат, осуществляющий выбросы в атмосферу, наносит вред здоровью людей –
третьим лицам, не участвующим в производстве, купле-продаже продукции комбината.
Государство
может сократить издержки ²перелива², связанные
с экологическим ущербом, следующими путями:
-
Законодательно ввести предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды.
- Продавать
фирмам права на загрязнение исходя из установленных государством норм.
-
Установить специальный налог на загрязнение. Налоги, как известно, повышают
средние издержки (издержки на единицу продукции) и могут побудить производителя
ввести очистные системы или сократить производство товара.
Налоги как неценовой фактор уменьшают предложение. В
результате (рис. 4-1) происходит сдвиг кривой предложения от So к S2, сокращается равновесный объем
производства с QEo к QE2, при этом
новая равновесная цена PE2 выше, чем PEo.
Рис. 4-1. Издержки перелива Рис.
4-2. Выгоды перелива
Начиная с
60-х годов XX в., многие
транснациональные корпорации, стремясь сократить свои издержки, возникшие в
связи с введением в этих странах жестких природоохранных законов, выводят
грязные производства в развивающиеся страны, которые имеют более ²мягкое²
экологическое законодательство и/или недостаточно эффективный механизм его применения.
Выгоды ²перелива² или положительные
экстерналии – это внешние эффекты, которые могут приносить выгоды третьим
лицам, не участвующим в сделке. Такие эффекты возникают, например, при росте доступности
образовательных услуг. Государство обеспечивает реализацию выгод ²перелива²,
стимулируя приток ресурсов в отдельные отрасли, в развитии которых оно
заинтересовано, используя следующие методы:
-
Предоставление субсидий производителям, социальных выплат и
льгот домохозяйствам. Например, производители, получая субсидии на производство
школьных учебников, сокращают средние издержки и могут продавать школьные
учебники по более низким ценам и производить их больше. Выигрывают от этого
семьи, в которых есть школьники.
-
Финансирование отрасли или приобретение ее в государственную собственность.
Предоставление
субсидий увеличивает предложение. В результате (рис. 4-2) кривая предложения
смещается от So
к S1, снижается
равновесная цена от PЕ0 до PЕ1 и растет равновесный объем
производства от QЕ0 к QЕ1.
Стимулируя
выгоды ²перелива²,
государство финансирует также производство общественных и квазиобщественных
благ.
Общественное благо – это
благо, к которому не применим принцип исключения и которое, как правило,
неделимо. Им могут бесплатно пользоваться все члены общества. Государство
финансирует его производство, поскольку оно приносит существенные выгоды общества
(табл. 4-2).
Таблица 4-2
Основные признаки товара и общественного блага
Товар
|
Общественное благо |
1.
Применим принцип исключения 2.
Делимость: товар представлен, как правило, достаточно малыми
единицами для того, чтобы им могли пользоваться индивидуальные покупатели 3.
Выгода возникает для частного лица 4.
Покупатель голосует содержимым кошелька за производство товара или
услуги 5.
Примеры: мороженое, автомобиль |
1.
Не применим принцип исключения: потребление данного блага отдельным
лицом не исключает и не уменьшает потребление его другими лицами 2.
Неделимость, его невозможность разделить на порции 3.
Выгода возникает для общества в целом 4.
Политическое голосование о расходах государственного бюджета
определяет производство общественного блага 5.
Примеры: услуги МЧС, национальная оборона, фундаментальная наука |
Квазиобщественные блага (quasy public goods) – это
блага, на которые может распространяться принцип исключения, но которые
приносят такие большие выгоды всему обществу, что их производство стимулирует
государство для предотвращения возникновения дефецита. Приоритетная роль
человеческих ресурсов в постиндустриальной экономике обусловила в
высокоразвитых странах появление таких квазиобщественных благ, как
образовательные и медицинские услуги и др.
4.2. Основные формы государственного регулирования экономики.
Вековой опыт государственного регулирования позволил накопить
обширный набор форм и методов воздействия на рыночное хозяйство.
Следует выделить следующие основные формы
государственного регулирования современной экономики.
1. Обеспечение
правовой инфраструктуры. Государство обеспечивает правовую базу, ²правила
игры²
экономических субъектов хозяйственной жизни.
Экономическое
законодательство содержит следующие основные элементы:
Законодательство о собственности.
Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем
правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм
собственности, в принципе, должны пользоваться равной защитой.
Антимонопольное законодательство. Его
задача-максимум - предотвращение формирования опасных для общества монополий,
задача-минимум - снижение негативных последствий от их деятельности.
Налоговое законодательство.
Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты экономической
и социальной политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое
законодательство должно быть обязательно стабильным.
Законодательство о труде и
социальной защите. Данное законодательство призвано регулировать
взаимоотношения между наемными работниками, предпринимателями и государством.
Социальные гарантии должны, с одной стороны, защищать работников от произвола
предпринимателей, но, с другой стороны, не лишать их стимулов к экономической
активности.
Законодательство об охране природы. Его
главные задачи - определить предельно допустимые нормы вторжения человека в
экологическую среду, а также меры ответственности за их нарушение.
Законодательство о защите прав
потребителей. Оно определяет права потребителей - физических лиц,
приобретающих товары и услуги для личных бытовых нужд, а также механизм
реализации этих прав.
2. Государственное
предпринимательство. Его
назначение - это организация деятельности предприятий, находящихся в
государственной собственности.
В государственный сектор рыночного хозяйства
входят прежде всего предприятия тех отраслей (инфраструктура, особенно
транспорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные
блага. Кроме того, государство часто прямо и непосредственно берет под свой
контроль естественные монополии - отрасли, в которых конкуренция
нецелесообразна в силу того, что минимизации средних издержек можно добиться
при работе на рынке только одной фирмы (газоснабжение, передача электроэнергии
и т.д.).
Хотя
в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать
главной формой, в названных отраслях оно играет большую, часто преобладающую
роль. В отличие от частного бизнеса для государственных предприятий
максимизация прибыли не является основной целью их деятельности.
3. Социальная политика направлена
на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания
экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования
экономического роста. Составной частью социальной политики является
материальная поддержка наиболее ²слабых ² групп населения. Следует отметить, что в
высокоразвитых странах бедные составляют не более 20-30 % семей, а в России -
большинство. В связи с этим социальная политика легко становится разменной
монетой в политических баталиях: политические лидеры в борьбе за голоса
избирателей часто выступают с инициативами, выполнение которых мало реально.
4..
Бюджетно-финансовая (фискальная) политика – представляет собой
манипулирование налогами и расходами госбюджета с целью поддержания
экономической и социальной стабильности, стимулирования экономического роста.
Результатом этой деятельности должно стать эффективное распределение финансовых
ресурсов по различным программам, отраслям и регионам.
5.
Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается
в регулировании денежной массы в обращении с целью стимулирования
экономического роста, поддержания экономической и социальной стабильности.
Бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политика настолько тесно взаимосвязаны,
переплетены, что в последнее время всё чаще используется понятие ²фискально-монетарная политика² (или "бюджетно-монетарная смесь").
При
осуществлении государственного регулирования экономики необходимо добиваться планомерности - сознательного
регулирования важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными
приоритетами. Поэтому все формы государственного регулирования осуществляются,
как правило, путем планирования - деятельности по составлению
планов и их исполнению.
Все
виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами:
1) директивное планирование -
планы-приказы для обязательного выполнения, которые предназначены прежде всего
для государственных предприятий (например, госбюджет - финансовый план страны);
2)
индикативное планирование -
планы-рекомендации, участие в которых не обязательно, но стимулируется и
поощряется государством (например, программа ИСОП).
В
развитых странах планирование носит преимущественно программный характер и
осуществляется в основном индикативными методами.
4.3. Ограниченность
государственного регулирования экономики. Разгосударствление и приватизация.
Система государственного регулирования экономики несет в себе
неустранимое противоречие. С одной стороны, провалы рынка, его недостаточная
экономическая эффективность и неспособность решать социальные проблемы требуют
правительственного вмешательства. С другой стороны, деятельность правительства
часто ведет к распространению неэффективности и неравенства даже на тех рынках,
которые могли бы хорошо функционировать и без государственного регулирования.
Причины
неудач правительства двояки. Во-первых, действует закон непреднамеренных
последствий. Во-вторых, возникают явления, которые называют провалами правительства.
Закон непреднамеренных последствий - это
свойство действий правительства приносить неожиданные отрицательные эффекты в
дополнение к тем положительным, которые были целью этих действий. Выплата
пособий по безработице, например, имеет ожидаемый полезный эффект - помощь
безработным, но может иметь также и непреднамеренный отрицательный эффект -
рост числа безработных из-за снижения их активности в поиске работы. В силу
взаимной противоречивости исходных задач государственного регулирования
практически любое действие правительства обязательно приведет одновременно как
к позитивным, так и к негативным последствиям.
Кроме
того, в деятельности правительства существует тенденция к сознательному
осуществлению программ, которые не устраняют, а напротив, усиливают
экономическую и социальную неэффективность. Ситуации, при которых политика
правительства ослабляет эффективность использования ресурсов в сравнении с
рыночным механизмом, усиливает социальную напряженность в обществе, называют провалами правительства.
Рентоискательство,
популистская озабоченность депутатов толкает их к защите программ, дающих
заметный сиюминутный результат, к принятию решений, чьи положительные
последствия наиболее понятны рядовым избирателям. Ярким примером является ваучерная
кампания 1992-1994 гг. в России.
Государственный
аппарат также подвержен бюрократизму, тенденции к постоянному росту несмотря на
регулярные попытки его сокращения, а также сращиванию с отдельными
финансово-промышленными группами (приоритетной защите их интересов в
экономической политике). Широкое распространение во многих странах (в том числе
и в России) получил легальный и нелегальный лоббизм
- "проталкивание" небольшими, но сплоченными группами (в основном, из
отраслевой и региональной бизнес-элиты), хозяйственных законопроектов (например,
норм налогообложения), выгодных именно этим группам, но безразличных или даже
вредных широким массам рядовых избирателей. Рентоискательство депутатов и
лоббизм влиятельных групп избирателей ведут к тому, что действия правительства
могут осознанно ухудшать развитие национального хозяйства.
Таким
образом, хотя государственное регулирование составляет необходимый элемент
современного рыночного хозяйства, оно тоже имеет свои отрицательные стороны.
Есть сферы экономики, где рынок малоэффективен, но есть и сферы, которым
вмешательство государства принципиально противопоказано. Общее требование к
государственному регулированию в развитом рыночном хозяйстве формулируется
следующим образом: государство должно способствовать улучшению работы рыночного
механизма, но не стремиться подменить его.
Переход от
кейнсианства к монетаризму в экономической политике предполагает значительное
сокращение размеров государственного сектора. В постсоциалистических странах
разгосударствление тоже является главным звеном экономических реформ. Однако
между этими двумя процессами есть принципиальные различия.
Разгосударствление (деэтатизация) в
высокоразвитых странах - это переход от одной модели смешанной экономики (с
некоторым перекосом в сторону огосударствления) к другой ее модели (с
преобладанием элементов рыночного регулирования). Государственный сектор в этих
странах никогда не доминировал, всегда функционировал на фоне рыночного
механизма, поэтому перестройка госсектора осуществляется относительно
безболезненно, не вызывает острых социальных конфликтов.
В
бывших ²социалистических² странах
экономика была поражена двояким монополизмом: во-первых, монополией государства
на средства производства, на управление ими и, во-вторых, как следствие первого,
монополией отдельных предприятий на производство тех или иных продуктов.
Последствия этого "советского" монополизма и обусловливают
качественную специфику разгосударствления экономики России.
Для постсоциалистических стран
разгосударствление - это форма перехода от жестко централизованной
командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Ввиду отсутствия опыта
такого перехода разгосударствление экономики в России оказывается несравненно
более сложным процессом, чем деэтатизация на Западе. Действительно, если в
развитых странах денационализированные предприятия растворяются в рыночной
конкурентной среде, то в нашей стране этой среды практически не было, она
являлась не предпосылкой разгосударствления, а ее желаемым результатом.
Формально юридическую денационализацию предприятий осуществить относительно
легко. Однако простая перемена титулов собственности не только не решает старых
проблем экономики, но даже порождает новые. Не ограниченное государственным
контролем предприятие-монополист, ставшее самостоятельной фирмой, оказывается
перед сильным соблазном резко увеличить свои доходы за счет повышения цен на
выпускаемую продукцию при сокращении ее количества и понижении качества. Поэтому
процесс разгосударствления экономики в России неотрывно связан с проблемой ее
демонополизации.
Особенности
переходной экономики России: приватизация, формы собственности, предпринимательство,
теневая экономика, рынок труда, распределение и доходы, преобразования в
социальной сфере, структурные сдвиги в экономике, формирование открытой
экономики.
Мероприятия
по разгосударствлению постсоциалистической экономики очень многообразны: это и
либерализация рынков без юридического изменения титулов собственности, это и
приватизация.
Либерализация рынков есть
система мер по стимулированию конкуренции, по переводу государственных
предприятий на рыночный режим. С этой целью государство в переходный период,
во-первых, дробит старые производственные ячейки: разукрупняет
предприятия-гиганты (если это целесообразно), ликвидирует отраслевые
министерства-монополисты. Во-вторых, оно целенаправленно стимулирует конкуренцию
со стороны новых отечественных производителей - поощряет диверсификацию
(расширение ассортимента) производства на старых предприятиях, а также развитие
"молодого" предпринимательства. Тем самым создаются условия, при
которых государственные предприятия-монополисты начинают конкурировать как с
другими госпредприятиями, расширяющими сферу своей деятельности, так и с негосударственными
коммерческими структурами. В-третьих, государство стимулирует конкуренцию со
стороны зарубежных производителей: поощряет импорт, стремится создать
благоприятный инвестиционный климат для деятельности в России зарубежных фирм,
совместных предприятий. В результате бывшим госпредприятиям-монополистам
приходится бороться за рубль потребителя с сильными зарубежными конкурентами.
Наконец, антимонопольное законодательство также ограничивает засилье
монополистов и либерализирует рынок.
Приватизация,
несомненно, является одним из важнейших звеньев политики разгосударствления. Приватизация в широком смысле слова -
это преобразование государственной собственности в частную и другие формы
собственности.